Grenadier
26.02.2009, 15:52
...
Но остается еще третья стадия, которая может быть достигнута, по крайней мере в Китае, в недалеком будущем,—она наступает тогда, когда капитал и организаторские способности имеются внутри страны и реализуются либо обосновавшимися здесь европейцами, либо туземцами. Народ, вооруженный всеми производительными ресурсами, необходимыми для дальнейшего внутреннего развития своей страны, может обратиться против своего цивилизатора; выбившись из-под его промышленной опеки, он станет продавать дешевле его на своих собственных рынках, он захватит в свои руки его иностранные рынки и присвоит себе остальную часть культурной работы, которую еще остается сделать в других девственных частях земного шара.
Те плоские доводы, посредством которых менее образованные фритрэдеры пытаются иногда отмахнуться от этих выводов, построенных на жизненном опыте, были уже своевременно опровергнуты. Достаточно повторить, что «свободная торговля» никоим образом не может обеспечить интересы промышленности или промышленного населения какой-нибудь отдельной страны; никакие теоретические, никакие практические соображения не могут помешать британскому капиталу уйти в Китай, если там можно найти более дешевый или более интенсивный труд, точно так же, как они не могут помешать китайскому капиталу и китайскому труду изгнать британское производство из нейтральных мировых рынков. Что применимо к Великобритании,— применимо в одинаковой степени и к другим промышленным странам, которые опутали своими экономическими щупальцами Китай.
Во всяком случае, вполне правдоподобно, что Китай сможет отплатить промышленным народам Запада их же монетой, либо присвоив себе их капитал и организаторские силы, либо же, что вероятнее, заменив их своими собственными и наводнив рынки более дешевыми фабрикатами своего производства; отказавщись от их ввоза, он заберет свои деньги и наложит запрещение на их капитал и, таким образом, направит в обратную сторону прежний поток капиталов и, наконец, постепенно добьется финансового контроля над своими прежними покровителями и цивилизаторами.
Это—вовсе на праздные фантазии. Если Китай в действительности обладает теми промышленными и коммерческими способностями, которые ему приписывают, и если западные державы будут в силе осуществить свою цель и приобщить его к западной культуре, — весьма вероятно, что из этого произойдет именно подобная реакция.
...
Энергия, не израсходованная на политическую и промышленную борьбу и на военные дела, пошла в Китае частью на усовершенствование некоторых сторон домашней жизни и личной морали, частью на действительное обогащение духовной жизни—глубокими религиозными и философскими идеями и внутренним самоуглублением в Индии и чисто практической утилитарной мудростью—в Китае. Только эти восточные цивилизации выдержали испытание времен; свойства, которые дали им возможность так долго просуществовать, могут служить предметом глубокого размышления для беспочвенных цивилизаций Запада.
Возможно даже, что самое существование этих более молодых и менее стойких цивилизаций зависит от того, сумеют ли они раскрыть сокровищницу восточной мудрости. Справедливо это или нет, но насильственное уничтожение своеобразных учреждений Азии ради удовлетворения нетерпеливой алчности или властолюбия Запада есть самое роковое, самое тупое непонимание истинного процесса мировой цивилизации. Стремление Европы к насильственному господству над Азией из корыстных соображений, оправдание этого господства ссылкой на то, что она цивилизует будто бы Азию и подымает ее на более высокий уровень духовной жизни, будет, вероятно, осуждена историей, как величайшее зло, как безумие империализма.
То, что Азия может дать нам из своих несметных сокровищ мудрости, собранных опытом веков, мы отказываемся взять; а то многое или немногое, что мы могли бы ей дать, мы портим той грубостью, с которой это делаем. Вот то, что империализм сделал и делает для Азии.
Д.Гобсон, Империализм, 1902 год.
(с) http://alexsword.livejournal.com
Интересная страничка в ЖЖ, статьи из нее буду зеркалировать в ветке "Кризис"
Но остается еще третья стадия, которая может быть достигнута, по крайней мере в Китае, в недалеком будущем,—она наступает тогда, когда капитал и организаторские способности имеются внутри страны и реализуются либо обосновавшимися здесь европейцами, либо туземцами. Народ, вооруженный всеми производительными ресурсами, необходимыми для дальнейшего внутреннего развития своей страны, может обратиться против своего цивилизатора; выбившись из-под его промышленной опеки, он станет продавать дешевле его на своих собственных рынках, он захватит в свои руки его иностранные рынки и присвоит себе остальную часть культурной работы, которую еще остается сделать в других девственных частях земного шара.
Те плоские доводы, посредством которых менее образованные фритрэдеры пытаются иногда отмахнуться от этих выводов, построенных на жизненном опыте, были уже своевременно опровергнуты. Достаточно повторить, что «свободная торговля» никоим образом не может обеспечить интересы промышленности или промышленного населения какой-нибудь отдельной страны; никакие теоретические, никакие практические соображения не могут помешать британскому капиталу уйти в Китай, если там можно найти более дешевый или более интенсивный труд, точно так же, как они не могут помешать китайскому капиталу и китайскому труду изгнать британское производство из нейтральных мировых рынков. Что применимо к Великобритании,— применимо в одинаковой степени и к другим промышленным странам, которые опутали своими экономическими щупальцами Китай.
Во всяком случае, вполне правдоподобно, что Китай сможет отплатить промышленным народам Запада их же монетой, либо присвоив себе их капитал и организаторские силы, либо же, что вероятнее, заменив их своими собственными и наводнив рынки более дешевыми фабрикатами своего производства; отказавщись от их ввоза, он заберет свои деньги и наложит запрещение на их капитал и, таким образом, направит в обратную сторону прежний поток капиталов и, наконец, постепенно добьется финансового контроля над своими прежними покровителями и цивилизаторами.
Это—вовсе на праздные фантазии. Если Китай в действительности обладает теми промышленными и коммерческими способностями, которые ему приписывают, и если западные державы будут в силе осуществить свою цель и приобщить его к западной культуре, — весьма вероятно, что из этого произойдет именно подобная реакция.
...
Энергия, не израсходованная на политическую и промышленную борьбу и на военные дела, пошла в Китае частью на усовершенствование некоторых сторон домашней жизни и личной морали, частью на действительное обогащение духовной жизни—глубокими религиозными и философскими идеями и внутренним самоуглублением в Индии и чисто практической утилитарной мудростью—в Китае. Только эти восточные цивилизации выдержали испытание времен; свойства, которые дали им возможность так долго просуществовать, могут служить предметом глубокого размышления для беспочвенных цивилизаций Запада.
Возможно даже, что самое существование этих более молодых и менее стойких цивилизаций зависит от того, сумеют ли они раскрыть сокровищницу восточной мудрости. Справедливо это или нет, но насильственное уничтожение своеобразных учреждений Азии ради удовлетворения нетерпеливой алчности или властолюбия Запада есть самое роковое, самое тупое непонимание истинного процесса мировой цивилизации. Стремление Европы к насильственному господству над Азией из корыстных соображений, оправдание этого господства ссылкой на то, что она цивилизует будто бы Азию и подымает ее на более высокий уровень духовной жизни, будет, вероятно, осуждена историей, как величайшее зло, как безумие империализма.
То, что Азия может дать нам из своих несметных сокровищ мудрости, собранных опытом веков, мы отказываемся взять; а то многое или немногое, что мы могли бы ей дать, мы портим той грубостью, с которой это делаем. Вот то, что империализм сделал и делает для Азии.
Д.Гобсон, Империализм, 1902 год.
(с) http://alexsword.livejournal.com
Интересная страничка в ЖЖ, статьи из нее буду зеркалировать в ветке "Кризис"