Grenadier
04.08.2009, 12:46
http://www.kommersant.ru/CorpPics/logo_daily_1.gif
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a8/FS_Mistral_02.jpg
Как сообщила французская деловая газета La Tribune, Россия намерена купить во Франции крупный корабль для своего военно-морского флота — универсальный десантный вертолетоносец класса Mistral. Переговоры, по утверждению газеты, уже ведутся, а подписание соглашения ожидается уже в сентябре. Приобретение Mistral может стать первой масштабной закупкой вооружений Министерства обороны России за рубежом. В России вчера оказались не готовы официально комментировать эту информацию. Однако, по неофициальным данным "Ъ" сразу из нескольких источников, вероятность таких переговоров крайне высока. Но российские эксперты ставят под сомнение саму целесообразность подобного приобретения.
Впервые о самой возможности приобретения иностранной техники для ВМФ России заявил в октябре прошлого года его главнокомандующий — адмирал Владимир Высоцкий. Это случилось во время посещения им 21-го Международного военно-морского салона Euronaval-2008 все в той же Франции. Он сказал, что флот заинтересован в сотрудничестве с этой страной в области высоких технологий, и уточнил: "Нас интересует как проведение совместных разработок, так и прямые закупки некоторых типов французского оборудования". При этом, как отметила пресса, особый интерес главком ВМФ проявил к моделям десантных кораблей типа L-90 — Mistral и Tonnerre, представленных на стенде французской судостроительной компании DCNS.
Как утверждает La Tribune, переговоры о приобретении десантного корабля-вертолетоносца Mistral идут полным ходом и окончательно ситуация станет ясна в сентябре (а в октябре президент Франции Никола Саркози может посетить Россию). Как пишет газета, между министерством обороны Франции и Елисейским дворцом по поводу этой сделки существуют определенные разногласия. По данным издания, российская сторона напрямую обратилась к французским военным с предложением приобрести такой корабль, а еще три построить на российских верфях после передачи соответствующих технологий. Но некий французский чиновник — источник La Tribune, занимающийся этим контрактом,— намекает газете, что "передача таких (передовых военных.— "Ъ") технологий может быть относительно ограниченной".
Французское издание ссылается также на письмо министра обороны Франции Эрве Морена (датируемое серединой июня) в ведомство своего российского коллеги Анатолия Сердюкова, где господин Морен "разделяет точку зрения о взаимной заинтересованности о безотлагательном начале технических консультаций между французскими и российскими экспертами". Переговоры господин Морен, по данным La Tribune, предлагал начать в рамках Международного военно-морского салона (МВМС), который проходил этим летом в Санкт-Петербурге.
В главном штабе ВМФ РФ вчера наотрез отказались как-либо комментировать информацию о покупке французского боевого корабля, равно как и в других заинтересованных российских ведомствах и компаниях, что в общем-то неудивительно. Недавнюю покупку беспилотных летательных аппаратов Минобороны РФ в Израиле после появления первой информации о возможной сделке тоже никто не комментировал, пока про это в один прекрасный момент вдруг не начали открыто говорить начальник российского генштаба Николай Макаров, замминистра обороны по вооружениям Владимир Поповкин или нынешний командующий ВДВ Владимир Шаманов.
И в этот раз, по данным неофициальных источников "Ъ", с большой степенью вероятности можно говорить, что переговорный процесс с Францией действительно идет. Таких косвенных подтверждений несколько. Во-первых, уже в июне рассматривалась возможность визита во Францию делегации РФ для ознакомления с Mistral (правда, состоялся ли этот визит, узнать не удалось). Во-вторых, по столь крупной закупке за рубежом, скорее всего, Россией будет объявлен тендер, и та же La Tribune в своей статье даже называет потенциальных конкурентов французской DCNS — испанскую компанию Navantia и голландскую Schelde. А на тот же МВМС-2009 в Санкт-Петербург, как по совпадению, пришел голландский универсальный десантный корабль Johan de Witt (примерно того же, что и Mistral, типа). При этом вице-премьер РФ Сергей Иванов предпочел на салоне осмотреть стенды DCNS. В-третьих, сам Mistral, по данным "Ъ" из французских источников, может нанести визит в Санкт-Петербург уже совсем скоро — в сентябре, в ходе морской выставки "Нева-2099" (сугубо гражданской). И наконец, по данным источников "Ъ" в авиационной отрасли, там рассматривается возможность заказа разработки нового палубного боевого вертолета для ВМФ РФ, при том что ради существующих российских кораблей затевать такую программу смысла нет. Интересно, что в ОАО "Вертолеты России" сделку с Mistral тоже никак не прокомментировали, но твердо заявили, что "со своей стороны готовы поставить ВМФ палубные вертолеты в рамках любого гособоронзаказа".
Интересно, что российское сообщество военных экспертов, в значительной своей части одобрившее приобретение беспилотников в Израиле, к покупке французского корабля, насколько удалось выяснить вчера "Ъ", относится пока в основном отрицательно. Например, научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов в беседе с "Ъ" заявил, что флот не в состоянии нормально финансировать даже серийное строительство корветов и боевых катеров, не говоря уже о более крупных единицах". "Хронически не хватает средств на ремонт наличного корабельного состава. В этих условиях заказ во Франции огромного авианесущего корабля водоизмещением более 20 тыс. тонн, который в ВМФ России будет уступать по размерам разве что единственному российскому авианосцу "Адмирал Кузнецов", смотрится как странный прожект",— считает эксперт. К тому же, по мнению господина Барабанова, с точки зрения эксплуатационной в составе ВМФ такой одинокий корабль, радикально отличающийся по своим стандартам, будет ничем иным как типичным "белым слоном" с сомнительной боевой ценностью.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что в принципе практика военного импорта неизбежно будет расширяться, поскольку российский ОПК уже не сможет удовлетворять потребности вооруженных сил РФ во всех нишах. Очевидно, что в ряде сегментов зарубежные образцы имеют преимущества по цене, качеству, выполнены на более высоком технологическом уровне и могут быть поставлены в более короткие сроки. Однако, и по мнению господина Пухова, в данном конкретном случае сделка не может не вызывать недоумения: военная необходимость закупки более чем сомнительна, как и возможность передачи нам при этом каких-то серьезных технологий.
История вопроса
Практика покупки Россией военных кораблей за рубежом началась еще во времена Петра I: в 1693 году царь заказал амстердамскому бургомистру, владельцу верфи Николаю Витсену строительство 44-пушечного фрегата и галеры. До 1917 года Россия купила или заказала (в основном в Голландии, Англии и США) несколько сот кораблей. Например, за рубежом были построены прославившиеся во время русско-японской войны крейсеры "Варяг" (изготовлен на американской верфи William Cramp & Sons) и "Баян" (построен французской компанией Societe Nouvelle des Forges et Chantiers de la Mediterranee).
Эта практика сохранилась и после революции 1917 года. В частности, в 1937-1939 годах по заказу СССР в Италии на верфи компании Odero. Terni. Orlando был построен лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", считавшийся одним из лучших образцов кораблестроения 30-х годов. В 1940 году СССР за 104 млн рейхсмарок купил у Германии недостроенный тяжелый крейсер Lutzow. Его перевезли в Ленинград и переименовали в "Таллин", но из-за начала войны не успели ввести в строй и в боевых действиях корабль участвовал в качестве плавучей батареи. От США и Британии в ходе Второй мировой войны СССР получил по ленд-лизу и в счет репараций более шестисот кораблей — в том числе линкор Royal Sovereign ("Архангельск") и крейсер Milwaukee ("Мурманск").
После войны СССР уже не обращался к странам НАТО с целью приобретения кораблей. Зато на советский ВМФ активно работали верфи государств Варшавского договора, прежде всего Польши. Здесь в Гданьске для СССР построили несколько десятков средних десантных кораблей (проектов 770, 771, 773) и 28 больших десантных кораблей проекта 775, 15 из которых по сей день несут службу в ВМФ России. В Германской Демократической Республике для ВМФ СССР в 1986-90 годах построена серия из 12 малых противолодочных кораблей проекта 1331М (восемь из них остаются в составе российского флота).
Детали
Универсальный десантный корабль класса Mistral
Предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. Стандартное водоизмещение 16 500 тонн, полное 21 300 тонн, при заполненном доке 32 300 тонн. Длина 199 м, ширина 32 м, осадка 6,2 м. Скорость полного хода 18,8 узла, дальность плавания до 19 800 миль.
Взлетная палуба имеет 6 посадочных мест, корабль может перевозить 16 вертолетов (стандартный состав авиагруппы — 8 десантных и 8 штурмовых боевых машин). В док-камере (длиной 57,5 м и шириной 15,4 м) могут размещаться четыре легких десантных катера (например, катер на воздушной каверне проекта 11770 "Серна") или два десантных катера на воздушной подушке типа LCAC. На грузовой палубе (длиной 122 м и шириной 13,5 м) можно перевозить 1100 тонн грузов: до 470 десантников (кратковременно до 900), до 40 танков или до 70 автомашин.
Вооружение — две пусковые установки зенитного ракетного комплекса Simbad, две 30-мм артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7-мм пулемета. Также оснащен радиолокаторами и различными системами связи и боевого управления. На корабле есть госпиталь на 69 коек и возможность размещения 150 человек штабного персонала. Экипаж 160 человек (в том числе 20 офицеров).
Имеет дизель-электрическую энергетическую установку: дизель-генераторы (суммарной мощностью около 21 мегаватта) вырабатывают ток, вращающий гребные электродвигатели. Применение винторулевых колонок, вращающихся на 360 градусов, обеспечило хорошую маневренность корабля и большие свободные пространства внутри корпуса (ранее такая схема применялась лишь на гражданских судах).
Головной корабль серии — L9013 Mistral — строился на верфях французских компаний DCNS и ALSTOM с 2002 года и вступил в состав флота в феврале 2006 года. За ним последовал L9014 Tonnerre, сданный ВМФ Франции в феврале 2007 года (эти два вертолетоносца обошлись в €680 млн). В декабре 2008 года подписан контракт на строительство третьего корабля серии, его сдача ожидается в 2011-2012 годах.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a8/FS_Mistral_02.jpg
Как сообщила французская деловая газета La Tribune, Россия намерена купить во Франции крупный корабль для своего военно-морского флота — универсальный десантный вертолетоносец класса Mistral. Переговоры, по утверждению газеты, уже ведутся, а подписание соглашения ожидается уже в сентябре. Приобретение Mistral может стать первой масштабной закупкой вооружений Министерства обороны России за рубежом. В России вчера оказались не готовы официально комментировать эту информацию. Однако, по неофициальным данным "Ъ" сразу из нескольких источников, вероятность таких переговоров крайне высока. Но российские эксперты ставят под сомнение саму целесообразность подобного приобретения.
Впервые о самой возможности приобретения иностранной техники для ВМФ России заявил в октябре прошлого года его главнокомандующий — адмирал Владимир Высоцкий. Это случилось во время посещения им 21-го Международного военно-морского салона Euronaval-2008 все в той же Франции. Он сказал, что флот заинтересован в сотрудничестве с этой страной в области высоких технологий, и уточнил: "Нас интересует как проведение совместных разработок, так и прямые закупки некоторых типов французского оборудования". При этом, как отметила пресса, особый интерес главком ВМФ проявил к моделям десантных кораблей типа L-90 — Mistral и Tonnerre, представленных на стенде французской судостроительной компании DCNS.
Как утверждает La Tribune, переговоры о приобретении десантного корабля-вертолетоносца Mistral идут полным ходом и окончательно ситуация станет ясна в сентябре (а в октябре президент Франции Никола Саркози может посетить Россию). Как пишет газета, между министерством обороны Франции и Елисейским дворцом по поводу этой сделки существуют определенные разногласия. По данным издания, российская сторона напрямую обратилась к французским военным с предложением приобрести такой корабль, а еще три построить на российских верфях после передачи соответствующих технологий. Но некий французский чиновник — источник La Tribune, занимающийся этим контрактом,— намекает газете, что "передача таких (передовых военных.— "Ъ") технологий может быть относительно ограниченной".
Французское издание ссылается также на письмо министра обороны Франции Эрве Морена (датируемое серединой июня) в ведомство своего российского коллеги Анатолия Сердюкова, где господин Морен "разделяет точку зрения о взаимной заинтересованности о безотлагательном начале технических консультаций между французскими и российскими экспертами". Переговоры господин Морен, по данным La Tribune, предлагал начать в рамках Международного военно-морского салона (МВМС), который проходил этим летом в Санкт-Петербурге.
В главном штабе ВМФ РФ вчера наотрез отказались как-либо комментировать информацию о покупке французского боевого корабля, равно как и в других заинтересованных российских ведомствах и компаниях, что в общем-то неудивительно. Недавнюю покупку беспилотных летательных аппаратов Минобороны РФ в Израиле после появления первой информации о возможной сделке тоже никто не комментировал, пока про это в один прекрасный момент вдруг не начали открыто говорить начальник российского генштаба Николай Макаров, замминистра обороны по вооружениям Владимир Поповкин или нынешний командующий ВДВ Владимир Шаманов.
И в этот раз, по данным неофициальных источников "Ъ", с большой степенью вероятности можно говорить, что переговорный процесс с Францией действительно идет. Таких косвенных подтверждений несколько. Во-первых, уже в июне рассматривалась возможность визита во Францию делегации РФ для ознакомления с Mistral (правда, состоялся ли этот визит, узнать не удалось). Во-вторых, по столь крупной закупке за рубежом, скорее всего, Россией будет объявлен тендер, и та же La Tribune в своей статье даже называет потенциальных конкурентов французской DCNS — испанскую компанию Navantia и голландскую Schelde. А на тот же МВМС-2009 в Санкт-Петербург, как по совпадению, пришел голландский универсальный десантный корабль Johan de Witt (примерно того же, что и Mistral, типа). При этом вице-премьер РФ Сергей Иванов предпочел на салоне осмотреть стенды DCNS. В-третьих, сам Mistral, по данным "Ъ" из французских источников, может нанести визит в Санкт-Петербург уже совсем скоро — в сентябре, в ходе морской выставки "Нева-2099" (сугубо гражданской). И наконец, по данным источников "Ъ" в авиационной отрасли, там рассматривается возможность заказа разработки нового палубного боевого вертолета для ВМФ РФ, при том что ради существующих российских кораблей затевать такую программу смысла нет. Интересно, что в ОАО "Вертолеты России" сделку с Mistral тоже никак не прокомментировали, но твердо заявили, что "со своей стороны готовы поставить ВМФ палубные вертолеты в рамках любого гособоронзаказа".
Интересно, что российское сообщество военных экспертов, в значительной своей части одобрившее приобретение беспилотников в Израиле, к покупке французского корабля, насколько удалось выяснить вчера "Ъ", относится пока в основном отрицательно. Например, научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов в беседе с "Ъ" заявил, что флот не в состоянии нормально финансировать даже серийное строительство корветов и боевых катеров, не говоря уже о более крупных единицах". "Хронически не хватает средств на ремонт наличного корабельного состава. В этих условиях заказ во Франции огромного авианесущего корабля водоизмещением более 20 тыс. тонн, который в ВМФ России будет уступать по размерам разве что единственному российскому авианосцу "Адмирал Кузнецов", смотрится как странный прожект",— считает эксперт. К тому же, по мнению господина Барабанова, с точки зрения эксплуатационной в составе ВМФ такой одинокий корабль, радикально отличающийся по своим стандартам, будет ничем иным как типичным "белым слоном" с сомнительной боевой ценностью.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что в принципе практика военного импорта неизбежно будет расширяться, поскольку российский ОПК уже не сможет удовлетворять потребности вооруженных сил РФ во всех нишах. Очевидно, что в ряде сегментов зарубежные образцы имеют преимущества по цене, качеству, выполнены на более высоком технологическом уровне и могут быть поставлены в более короткие сроки. Однако, и по мнению господина Пухова, в данном конкретном случае сделка не может не вызывать недоумения: военная необходимость закупки более чем сомнительна, как и возможность передачи нам при этом каких-то серьезных технологий.
История вопроса
Практика покупки Россией военных кораблей за рубежом началась еще во времена Петра I: в 1693 году царь заказал амстердамскому бургомистру, владельцу верфи Николаю Витсену строительство 44-пушечного фрегата и галеры. До 1917 года Россия купила или заказала (в основном в Голландии, Англии и США) несколько сот кораблей. Например, за рубежом были построены прославившиеся во время русско-японской войны крейсеры "Варяг" (изготовлен на американской верфи William Cramp & Sons) и "Баян" (построен французской компанией Societe Nouvelle des Forges et Chantiers de la Mediterranee).
Эта практика сохранилась и после революции 1917 года. В частности, в 1937-1939 годах по заказу СССР в Италии на верфи компании Odero. Terni. Orlando был построен лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", считавшийся одним из лучших образцов кораблестроения 30-х годов. В 1940 году СССР за 104 млн рейхсмарок купил у Германии недостроенный тяжелый крейсер Lutzow. Его перевезли в Ленинград и переименовали в "Таллин", но из-за начала войны не успели ввести в строй и в боевых действиях корабль участвовал в качестве плавучей батареи. От США и Британии в ходе Второй мировой войны СССР получил по ленд-лизу и в счет репараций более шестисот кораблей — в том числе линкор Royal Sovereign ("Архангельск") и крейсер Milwaukee ("Мурманск").
После войны СССР уже не обращался к странам НАТО с целью приобретения кораблей. Зато на советский ВМФ активно работали верфи государств Варшавского договора, прежде всего Польши. Здесь в Гданьске для СССР построили несколько десятков средних десантных кораблей (проектов 770, 771, 773) и 28 больших десантных кораблей проекта 775, 15 из которых по сей день несут службу в ВМФ России. В Германской Демократической Республике для ВМФ СССР в 1986-90 годах построена серия из 12 малых противолодочных кораблей проекта 1331М (восемь из них остаются в составе российского флота).
Детали
Универсальный десантный корабль класса Mistral
Предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. Стандартное водоизмещение 16 500 тонн, полное 21 300 тонн, при заполненном доке 32 300 тонн. Длина 199 м, ширина 32 м, осадка 6,2 м. Скорость полного хода 18,8 узла, дальность плавания до 19 800 миль.
Взлетная палуба имеет 6 посадочных мест, корабль может перевозить 16 вертолетов (стандартный состав авиагруппы — 8 десантных и 8 штурмовых боевых машин). В док-камере (длиной 57,5 м и шириной 15,4 м) могут размещаться четыре легких десантных катера (например, катер на воздушной каверне проекта 11770 "Серна") или два десантных катера на воздушной подушке типа LCAC. На грузовой палубе (длиной 122 м и шириной 13,5 м) можно перевозить 1100 тонн грузов: до 470 десантников (кратковременно до 900), до 40 танков или до 70 автомашин.
Вооружение — две пусковые установки зенитного ракетного комплекса Simbad, две 30-мм артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7-мм пулемета. Также оснащен радиолокаторами и различными системами связи и боевого управления. На корабле есть госпиталь на 69 коек и возможность размещения 150 человек штабного персонала. Экипаж 160 человек (в том числе 20 офицеров).
Имеет дизель-электрическую энергетическую установку: дизель-генераторы (суммарной мощностью около 21 мегаватта) вырабатывают ток, вращающий гребные электродвигатели. Применение винторулевых колонок, вращающихся на 360 градусов, обеспечило хорошую маневренность корабля и большие свободные пространства внутри корпуса (ранее такая схема применялась лишь на гражданских судах).
Головной корабль серии — L9013 Mistral — строился на верфях французских компаний DCNS и ALSTOM с 2002 года и вступил в состав флота в феврале 2006 года. За ним последовал L9014 Tonnerre, сданный ВМФ Франции в феврале 2007 года (эти два вертолетоносца обошлись в €680 млн). В декабре 2008 года подписан контракт на строительство третьего корабля серии, его сдача ожидается в 2011-2012 годах.