Один из военных уроков югоосетинского вооруженного конфликта - в нем практически не участвовали подразделения радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Отчасти поэтому российские ВВС лишились четырех боевых самолетов. Отсутствие средств РЭБ - обыкновенная нерасторопность, недооценка этого вида обеспечения боевых действий или организационные просчеты в производстве специфической техники? На эти и другие вопросы военного обозревателя "Времени новостей" Николая Пороскова ответил начальник отдела радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронных средств ОАО "Оборонительные системы" Николай Марков.



- Некоторое время назад в российском оборонно-промышленном комплексе собирались создать холдинг РЭБ. Какова ситуация на сегодня?



- Заводы и институты, занимающиеся направлением РЭБ (это федеральные государственные унитарные предприятия), вошли в госкорпорацию "Российские технологии". И сейчас готовятся документы по образованию в структуре госкорпорации субхолдинга РЭБ. Буквально неделю назад прошло первое заседание рабочей группы, в которую входят представители "Ростехнологий" и создатели электронных систем, директора ведущих заводов и институтов. Объявлено, что субхолдинг радиоэлектронной борьбы, как и другие субхолдинги, будет образован в ближайшие три месяца. Предприятиям предписано готовиться к приватизации: 100-процентную государственную собственность приватизирует акционерное общество со 100-процентной государственной собственностью. На базе одного из предприятий (какого, пока неизвестно) будет создана управляющая компания.



- Какие предприятия могут войти в субхолдинг РЭБ?



- Составляющими новой структуры будут сухопутная РЭБ-С на базе ростовского ВНИИ "Градиент", РЭБ ВВС на базе Калужского НИИ, РЭБ ВМС на базе Таганрогского института связи. К этим ведущим институтам "прилагаются" до 25 серийных заводов. Работа идет довольно интенсивно, прошли уже два заседания рабочей группы.



- Не оттого ли тянули с созданием холдинга РЭБ, что недооценивают ее роль?



- Очень недооценивают. Только после событий в Южной Осетии наконец убедились, что без средств радиоэлектронной борьбы самолеты безопасно летать не могут, без станций подавления артиллерийских систем сухопутные войска полноценно существовать не способны. Если бы такие станции стояли на вооружении, ни один снаряд не достиг бы цели, взорвавшись еще в воздухе: под воздействием мощного импульса взрыватель снаряда срабатывает до цели. Мы не потеряли бы четыре самолета в Южной Осетии. Станции подавления находятся в боевых порядках войск и могут подавлять средства связи и управления противника. Для подавления самолетов, в том числе и разведчиков, крылатых ракет существует мощная станция СПН-4 - она просто давит всю электронику названных целей, включая систему управления оружием.



- Средства РЭБ могут подавить лазерные системы?



- Датчики лазерного излучения и системы подавления лазеров разрабатываются, но этот процесс в начальном состоянии.



- Насколько поражаемо высокоточное оружие, для наведения снарядов которого используется лазерная "подсветка"?



- Высокоточные снаряды поразить можно. Дело в том, что, пока снаряд летит к цели, лазерное пятно должно быть на объекте, который подлежит поражению...



- Есть специалисты, которые говорят, что при наличии современных средств РЭБ Ирану не страшно воздушное нападение Соединенных Штатов...



- Думаю, что при этом условии срыв наступательной операции США обеспечен по меньшей мере на 70%. А это уже много.



- Ваша техника РЭБ уже закупается какими-то государствами?



- Есть контракты, есть полтора десятка заявок, многие нашей аппаратурой интересуются. Словом, наша продукция РЭБ востребована. Есть она и за рубежом, но это образцы старого поколения. Мы получили заявки на их модернизацию, ремонт.



- Из нового поколения известна пассивная (то есть работающая без радиоизлучения) станция радиотехнической разведки "Автобаза-М". Расскажите о ней подробнее.



- Эта станция способна обнаруживать до 350 различных сигналов на удалении до 400 км. Она работает во взаимодействии с другими средствами разведки и выдает информацию на командные пункты противовоздушной обороны. Кстати, во время конфликта в Южной Осетии с грузинской стороны работала украинская пассивная станция "Кольчуга", но она выдавала лишь пеленги, то есть направление на цели - российские самолеты. После этого включались средства подавления авиации. И таким образом достигался успех.



Наша же станция дает точные целеуказания в прямоугольной системе координат. Более того, по этим целеуказаниям командный пункт ПВО назначает ракетные комплексы, которые будут работать по конкретным целям.



Николай Поросков,Время новостей.