-
Наука и техника для армии
Наука и техника для армии.
О старом и новейшем вооружении.
Последний раз редактировалось Cliver F; 05.01.2011 в 00:17.
-
Из журнала "Популярная Механика".
Снайперские проекты Пентагона: Круче Робин Гуда.
Чтобы сделать снайперов безупречными стрелками, американские военные ведут сразу несколько проектов, обещающих совершенные устройства и приборы – от управляемой пули до невероятной оптики.
Мастерство снайперов становится сегодня все более востребованным инструментом вооруженного противостояния. Достаточно вспомнить о трех точных выстрелах, которыми моментально удалось разогнать банду сомалийских пиратов, пытавшихся захватить американское судно в Индийском океане. Это действительно было впечатляюще: несмотря на морскую качку, дело было решено быстро и эффективно. Но снайперы будущего смогут заткнуть за пояс и Робина Гуда, и лучших мастеров современности – если, конечно, очередной проект Пентагона закончится удачей.
Суть проекта, на который оборонное агентство DARPA выделило уже 22 млн долларов, состоит в разработке пули, траекторию которой можно корректировать в полете, учитывая не только ветер и разницу плотности воздуха из-за температурных перепадов, но даже и настигая движущиеся цели («Пуля – не дура»). Все эти факторы, ранее считавшиеся едва ли не принципиальным ограничением точности дальнего выстрела, теперь надеются научиться преодолевать.
Если же проект EXACTO по какой-то причине не сработает, задача кажется военным настолько важной и многообещающей, что у DARPA есть и запасные варианты. К примеру, 7,5 млн уже отпущено на проект по созданию пуль с лазерным наведением (миниатюрной версией того, которое используется с управляемыми бомбами).
Не упущены и другие элементы: американские военные ищут средства радикально повысить дистанцию эффективного выстрела, а также создать более совершенные средства обнаружения противника.
Так, по программе One Shot идет разработка оптической системы, которая могла бы компенсировать помехи, возникающие из-за неравномерного прогрева воздуха. Предполагается, что, используя тысячи мгновенных лазерных импульсов, система сможет воссоздавать трехмерную картину плотности атмосферы вокруг, и вносить необходимые коррективы в систему наведения. По словам разработчиков, с подобной системой дистанция работы снайпера вырастет до 2 тыс. м, и при этом даже сильный (до 60 км/ч) ветер не станет помехой, возрастет и скорость точной стрельбы. В итоге эффективность снайперов должна вырасти десятикратно, а то и выше.
Еще один «оптический» проект, SRVS, предлагает те же неоднородности неравномерно прогретого воздуха использовать в качестве набора естественных линз, позволяющих видеть предметы намного дальше. При этом они будут и сами скрывать снайпера от удаленных наблюдателей. Впрочем, мы уже рассказывали об этой идее подробнее: «Бинокль без пределов». Осталось добавить, что прототип SRVS должен быть готов уже в этом году, а первые полевые испытания ожидаются в 2011-м. У пиратов осталась максимум пара лет.
http://www.popmech.ru/article/5341-s...tyi-pentagona/
-
Российский невидимка: Истребитель пятого поколения
Четких критериев пятого поколения, конечно, нет, но считается, что такие самолеты должны иметь малую радиолокационную заметность и сверхзвуковую крейсерскую скорость; вести всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу в ходе боя на большой дальности; нести автоматизированные системы управления тактическими задачами, постановки помех, борьбы с ними и т.п. Несмотря на нечеткость критериев, один такой самолет, американский F-22, уже стоит на вооружении США, и существует вероятность, что к моменту серийного выпуска российского истребителя пятого поколения его производство вообще уже будет прекращено.
Ровесник перестройки
В 1981 году истребительные конструкторские бюро Советского Союза приступили к полномасштабным работам над перспективным многофункциональным истребителем 1990-х годов. По сути, программа И-90 предусматривала создание в первую очередь дальнего перехватчика, способного заменить как Су-27, так и МиГ-31 одним проектом. Естественно, новый истребитель должен был быть адекватен разрабатываемому в то же время американскому «перспективному тактическому истребителю» (ATF).
Среди основных требований к новой машине, согласно книге «Авиация ПВО России», значились: перехват при обеспечении высоких значений сверхзвуковых рубежей; ведение успешного воздушного боя, в том числе в групповых действиях и при сложной радиотехнической обстановке; нанесение ударов по наземным целям, то есть выполнение задач перехватчика, истребителя и ударного самолета.
Проект КБ Микояна носил название МиГ 1.44, и самолет должен был подняться в воздух в 1991–1992 годах, с последующим запуском в производство с середины 1990-х. Но далее двух полетов дела не продвинулись.
Немного удачнее сложилась судьба у второго претендента на роль основного истребителя-перехватчика 1990-х годов – Су-47. Совершив первый полет в 1997 году, машина и сегодня «в строю», на ее счету более 300 полетов. Существует довольно много споров, что же это был за самолет, который так активно показывали на разных авиашоу. Одна из версий гласит, что это было никакое не пятое поколение, а перспективный палубный ударный истребитель Су-27КМ. Тем не менее ни у кого нет сомнения в том, что многие решения по истребителю пятого поколения КБ Сухого обкатывало именно на этом самолете, а также в том, что реальное «пятое поколение» не будет иметь крыло обратной стреловидности.
Вторая попытка
Второй раз техническое задание на новый истребитель было выдано уже в 1998 году. Оно не претерпело существенных изменений со времен МФИ. Однако идеология машины в новых условиях сложилась только спустя два-три года. Известно, что хедлайнер программы, ОКБ Сухого, успел за этот срок разработать несколько «бумажных проектов»: Су-47 с менее рискованным треугольным крылом, некий «Ушастик», о котором ходят легенды как о провале фирмы, и наконец, «Средний фронтовой истребитель» (СФИ), приведший фирму к окончательной победе в конкурсе.
Если в свое время МФИ от фирмы МиГ за счет высоких летных данных должен был превзойти более тяжелый МиГ-31, то СФИ, согласно расчетам, обещал сделать то же самое уже в классе где-то между МиГ-29 и Су-27.
ОКБ МиГ боролось до последнего, выставив на конкурс проект дальнейшего развития линейки МиГ-29 – бесхвостку с индексом И-2000. Если нормальный взлетный вес микояновского истребителя составлял 19 т, то машина Сухого была на 4 т тяжелее. Легкая машина претендовала на замену МиГ-29 и Су-27, но до дальнего перехватчика ей было не дотянуться.
В 2002 году КБ Сухого одержало окончательную победу, и тут же из тактико-техничекого задания исчез вариант с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, а максимальный взлетный вес нового истребителя возрос до 35 т. Аббревиатура СФИ канула в Лету, превратившись к 2004 году в Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), который предназначался для замены полновесного «основного истребителя» Су-27 и противостояния F-22.
Индийский след
В это время к проекту стало присматриваться руководство индийских ВВС – основного заказчика самолетов семейства Су-27, но после посещения РСК МиГ индусы начали склоняться к финансированию этого КБ. Микояновцы занимались как минимум тремя истребителями в разных весовых категориях: полностью переработанным дальнейшим развитием МФИ 1.42, двухмоторным истребителем класса МиГ-29 – И-2000 и легким одномоторным истребителем в классе американского F-16. Два последних и приглянулись главе индийского минобороны Пранабу Мукерджи, заявившему, что финансировать разработку самолета ПАК ФА КБ Сухого Индия не собирается. «Наши ВВС и производственные предприятия в этой сфере хотели бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения – начиная от выработки концепции и проектирования, исследования и разработки до совместного производства, включая наше финансовое участие. Индия нуждается в самолете более легком, чем разрабатываемый «Сухим», и, скорее всего, однодвигательном».
Одновременно с исчезновением призрачной надежды на индийские деньги понижались требования к новому самолету. Так, главком ВВС Владимир Михайлов снизил на 0,15 М крейсерскую скорость: «К примеру, задана характеристика 2,15 М, чтобы самолет летал с такой скоростью, однако это число – 0,15 – влечет за собой необходимость усиления киля и увеличение веса самолета». По его словам, анализ эксплуатации самолетов типа Су-27 и МиГ-31 показывает, что хотя они и способны ходить примерно на таких скоростях, но редко на них выходят.
Почти одновременно с этим заявлением американцы сообщили о достижении рубежа М=2,42 (2600 км/ч) на истребителе F-22 Raptor.
Сама по себе такая скорость не является чем-то необычным для современного истребителя, Су-27 летает на скоростях М=2,35 (2500 км/ч), а МиГ-31 вообще со скоростью пули – М=2,83 (3000 км/ч); удивительно здесь то, что у «Раптора» нерегулируемый, в привычном понимании этого слова, воздухозаборник. Максимальная скорость таких машин ранее не превышала М=2,1 (2200 км/ч).
Демоны
Параллельно с созданием самолета в НПО «Сатурн» активизировались работы по теме «Демон» над двигателем «изд. 117С» – дальнейшим развитием АЛ-31Ф от истребителя Су-27. Новый мотор так называемого первого этапа оснащен соплом с отклоняемым вектором тяги в одной плоскости и форсажной тягой 14 000–14 500 кгс. Сейчас им комплектуются истребители Су-35. Двигатель второго этапа должен быть готов к серийному производству ПАК ФА в 2015 году, его тяга будет достигать 15 300–15 500 кгс, среди прочего он будет оснащен новым компрессором и плоским соплом с реверсом тяги.
Ожидается, что опытный образец ПАК ФА будет показан широкой публике в преддверии первого полета. Согласно последним официальным заявлениям, Т-50, так ПАК ФА называют в КБ, поднимется в воздух в конце 2009 года или весной 2010-го. Одно можно сказать уверенно: первый летный экземпляр уже в Жуковском. Косвенным подтверждением этому стал МиГ 1.44, который некоторые посетители МАКС-2009 видели рядом с ангаром. По слухам, как раз в этом ангаре готовят к первому полету новый перехватчик Сухого.
На что похож
Достоверной информации о Т-50 почти нет. Официальные лица предпочитают отделываться общими фразами, скорее вводящими в заблуждение, чем показывающими истинное положение дел. Нет также и доступных фотографий самолета, зато есть куча рисунков.
Впервые о внешнем виде новой машины стало известно, по сложившейся со времен СССР традиции, из зарубежных источников. На индийском форуме появился рисунок без подписи. О том, что это реальный проект, а не спекуляция, стало ясно спустя полтора-два года, когда на официальном сайте НПО «Сатурн» появился второй красочный рисунок Т-50. Картинку быстро убрали, но она успела расползтись по всему интернету, косвенно подтвердив свою значимость.
Анализ этих рисунков показывает, что истребитель длиной 19 м, с размахом крыльев 14 и высотой на стоянке 4,5 м имеет максимальный взлетный вес примерно 32 т. Треугольное крыло со стреловидностью передней кромки 53 градуса, видимо, выбрано с целью достижения высокой крейсерской скорости и угловой скорости крена. За это истребитель поплатился ухудшением взлетно-посадочных данных, которые частично компенсируются высокой тяговооруженостью.
Сокращение посадочной дистанции будет достигнуто после установки плоских сопел с реверсом тяги.
Делать какие-либо сравнения на базе двух картинок дело неблагодарное, и тем не менее, рассмотрев в комплексе весь спектр известных на сегодняшний день сведений, можно надеяться на 10–15%-ное превосходство такой машины над наиболее современным представителем зарубежной авиации F-22. У нашего истребителя есть очень серьезный бонус – время. Со дня первого полета «Раптора» прошло уже 18 лет, элементарной базе на борту этого истребителя примерно столько же.
«Раптор», безусловно, сильный противник, и воздушный бой с ним не будет прост. Отечественные МиГ-29 и Су-27, в отличие от зарубежных истребителей, оснащены оптико-локационной станцией, что дает им некий шанс в борьбе с самолетом-невидимкой, а совершивший в феврале 2008 года первый полет истребитель Су-35 (Су-27БМ) способен составить хорошую конкуренцию заокеанскому «динозавру». По крайней мере до тех пор, пока на вооружение «Раптора» не поступили ракеты с увеличенной дальностью. Сегодня большая ЭПР Су-35 позволяет F-22, оставаясь незамеченным, обнаружить его за 150–180 км, но стрелять он сможет только после сокращения дистанции между истребителями до 110 км, когда и сам станет видимым для Су-35 в радиолокационном диапазоне, одновременно попадая под обстрел ракетами Р-77. Возможно также, что при помощи новой бортовой оптико-локационной станции ОЛС-35 «Раптор» будет обнаружен на дистанции более 100 км. Тогда два Су-35 по $40–50 млн гарантированно уничтожат один F-22 ценой $146 млн.
Электронные глаза
Ключевой элемент в бортовом радиоэлектронном оборудовании (БРЭО) ПАК ФА – радар, оснащенный антенной с активной фазированной решеткой (АФАР). На МАКС-2009 разработчик этой системы ОАО «НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова» представил опытный образец именно этой антенны.
В прошлом году первый образец станции был передан на комплексный испытательный стенд, завершается постройка второго комплекта. К середине 2010 года должен быть готов третий образец – для летных испытаний на борту летающей лаборатории. По неподтвержденным данным, антенна состоит из 1526 приемо-передающих модулей общей мощностью более 18 кВт. Дальность обнаружения целей с высокой эффективной площадью рассеивания, типа самолета дальнего радиолокационного дозора, не менее 400 км. Ожидается, что станция будет сопровождать 60 и одновременно обстреливать до 16 целей. Кроме этого, на борту нового перехватчика будут установлены антенны в отклоняемых носках крыла и, возможно, станция заднего обзора. Для самообороны будет использоваться оптическая система кругового обзора, что в комплексе с ракетами обратного старта легко позволяет превратить атакующий самолет противника из «кошки» в «мышку».
Чем стрелять
Нормальная боевая нагрузка Т-50 (до 12 ракет класса «воздух–воздух») будет размещаться во внутренних отсеках. Предположительно ПАК ФА имеет два «глубоких» отсека для ракет средней и большой дальности массой до 700 кг и два небольших отсека для ракет малой дальности. Для сравнения, размер отсеков «Раптора» позволяет разместить там не более восьми ракет малой и средней дальности.
Согласно заявлению разработчика, ОАО «Гос МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова», для ПАК ФА готовится несколько образцов перспективного оружия. Высококонтрастные цели могут быть не только обнаружены на дальности до 400 км, но и уничтожены управляемой ракетой большой дальности «изд. 810». Эта ракета – прямой наследник «главного калибра» перехватчика МиГ-31, ракеты Р-33.
На расстоянии от 250 км в работу вступит перспективное развитие УР средней дальности Р-77 – «изд. 180-ПД» с силовой установкой на базе прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Вариант этой ракеты меньшей дальности – «изд. 180» с твердотопливным двигателем – имеет дальность от 110 до 140 км. В отличие от ракет прошлых поколений, ее новая голов-ка самонаведения будет иметь активно-пассивный режим работы, что позволит наводить УР на источник помех и излучающие РЛС самолетов.
На ближнем рубеже обороны противника встретит ракета малой дальности К-МД («изд. 300»). Она оснащена матричной тепловой головкой самонаведения с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Силовая установка ракеты оснащена устройством газодинамического управления, что позволяет не только настигнуть высокоманевренный истребитель, но даже сбить подлетающую управляемую ракету.
В отсеках ПАК ФА также может быть размещено оружие класса «воздух–поверхность» – к примеру, новая противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ со складным оперением, противокорабельная ракета типа Х-35 или бомбы калибра до 500 кг.
Для подвески всей номенклатуры изделий в отсеках перехватчика разрабатываются два унифицированных внутрифюзеляжных катапультных устрой-ства: УВКУ-50Л для ракет массой не более 300 кг и УВКУ-50У – до 700 кг. Общий вес нагрузки во внутренних отсеках – более 2 т, максимальная нагрузка, когда не требуется скрытый режим полета, не менее 6 т. В качестве оружия ближнего боя применяется длинноствольный вариант хорошо себя зарекомендовавшей пушки ГШ-30 боезапасом 150–200 выстрелов.
Где строить
Головное предприятие по программе ПАК ФА – авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. С 2007 года параллельно велась постройка четырех образцов нового самолета, один из которых уже готовится к первому полету в Жуковском. Предполагалось также участие в программе Новосибир-ского авиапредприятия, но после «застоя» 1990-х оно с трудом осваивает серийный выпуск так нужного стране фронтового бомбардировщика Су-34, по-этому рассчитывать на него пока не следует.
По плану должно быть изготовлено не менее 430 ПАК ФА. По сравнению со 183 «Рапторами», закупленными самым богатым в мире минобороны США, цифра выглядит излишне оптимистично, особенно на фоне стремительного роста цен отечественного ВПК. К примеру, если МиГ-29 образца 1982 года стоил 3,7 млн рублей, продавался за рубеж по цене $18–22 млн, то сегодня обновленный корабельный вариант этой машины МиГ-29К/КУБ, но уже с АФАР, предлагается Индии за $70 млн.
Вероятно, цена новой машины будет стартовать с $80 млн. Если учесть, что сейчас происходит еще и сокращение численности ВВС и ПВО, то можно предположить, что в наши части поступит не более 240 перехватчиков. Следует отметить, что заменить они должны 339 самолетов Су-27 и 300 – МиГ-31.
Радует, что истребителями пятого поколения обладают пока только ВВС США. Более того, самый молодой F-22 в 2015 году, когда начнется серийный выпуск ПАК ФА, отпразднует свою первую пятилетку, а самый старый – совершеннолетие. Наберет темп серийное производство «легкого истребителя» F-35, но его назвать конкурентом Т-50 можно только с натяжкой.
Китайские невидимки
К большому прыжку в пятое поколение готовится Китай. Успешное освоение производства J-11 – версии Су-27 – и его модернизация выводят китайских товарищей в разряд серьезной авиационной державы, сегодня они пытаются замахнуться и на пятое поколение. Насколько реальны эти планы и будет ли этот (или эти) истребитель полноценным «стелсом» – покажет время. Тем не менее успехи Поднебесной налицо, уже совершил первый полет легкий истребитель J-10 с элементами малой заметности и появились первые рисунки «основного китайского истребителя» класса ПАК ФА и «Раптора».
Ноябрь 2009 | Автор: Александр Пачков «paralay»
http://www.popmech.ru/article/6090-r...kiy-nevidimka/
Последний раз редактировалось dimag; 05.01.2011 в 00:00.
-
Робот-унипод: Боевой кузнечик
По заказу американских военных идет разработка небольшого робота, способного перепрыгивать через заборы и даже небольшие деревья и дома.
Компания Boston Dynamics, прославившаяся целым рядом разработок – прежде всего, прекрасно балансирующим (и странно выглядящим) четырехногим роботом BigDog, получила официальный контракт от американского оборонного института Sandia. В соответствии с договоренностью, Boston Dynamics должна создать военного робота PUH (Precision Urban Hopper, это название можно перевести примерно как «Высокоточный городской кузнечик»).
По плану, полнофункциональный PUH будет представлять собой небольшого, надежного четырехколесного робота, способного автономно перемещаться на четырех колесах и перепрыгивать очень высокие – особенно для его небольших размеров – препятствия. Мощная толчковая «нога» позволит ему преодолевать преграды высотой до 7,5 метров!
На проектирование этого аппарата отведен год, и еще полгода – на отработку прототипов, так что в конце 2010 г. уже должны состояться испытания полнофункциональной версии, а затем – и поставка на вооружение. В настоящий момент уже создан прототип размерами примерно с обувную коробку, способный к самостоятельной навигации с ориентированием по системе GPS. Более того, он уже способен и к прыжкам, преодолевая до 30-ти препятствий высотой в 40-60 раз больше собственных размеров.
По оценкам исследователей, для преодоления преград высотой менее 10 м простые прыжки примерно впятеро эффективнее, чем использование планирующего полета, что позволяет сберечь массу энергии робота для выполнения основных задач.
Легкая колесная платформа PUH идеально подходит для передвижения в городских условиях и позволяет доставить необходимый груз в нужную точку. Впрочем, для того, чтобы это окончательно стало реальностью, инженерам еще предстоит решить ряд технических трудностей. Это касается и амортизации шока от приземления после прыжка, и точного расчета роботом необходимой высоты прыжка и, соответственно, необходимой энергии толчка, которая определяется не только препятствием, но и поверхностью, от которой ему приходится отталкиваться – будь то бетон, асфальт, травяное или песчаное покрытие.
Разумеется, что использовать отличные способности платформы для преодоления препятствий смогут одни не только военные. Такие роботы прекрасно подойдут для исследований Луны и соседних планет, нашей собственной Земли, в спасательных операциях.
Читайте также о другом прыгучем роботе, который, правда, не способен на столь мощные прыжки, зато умеет катиться, как футбольный мяч: «Кузнечик в шаре».
По пресс-релизу Sandia National Laboratories
http://www.popmech.ru/article/5932-robot-unipod/
-
Ракета Вассерфаль: Упущенный шанс Гитлера
Через четверть века после окончания Второй мировой бывший министр вооружений Германии Альберт Шпеер назвал одно из своих решений, принятых во время деятельности на посту министра, серьезнейшей ошибкой. Речь шла о выборе между двумя ракетами – баллистической «Фау-2» и зенитной «Вассерфаль»
По мнению Шпеера, «нам следовало бросить все силы и средства на производство ракет класса «земля–воздух». От самонаводящейся ракеты – длина 8 м, вес боевого заряда около 300 кг, потолок высоты 15 000 м – не мог уйти практически ни один вражеский бомбардировщик». И конечно же, это чудо-оружие могло серьезно повлиять на ход войны – во всяком случае Шпеер без тени сомнения пишет, что «уже весной 1944 года можно было надежно оградить наши промышленные объекты от воздушных налетов».
Так ли это? Действительно ли у Гитлера (и Шпеера) был шанс? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется вернуться немного назад.
Младший наследник нищего
Едва ли кто-то из читателей «ПМ» не слышал о ракетном полигоне вермахта в Пенемюнде. Работавшей там команде инженеров под руководством полковника (позднее – генерал-майора) Вальтера Дорнбергера удались многие технические чудеса. Однако мало кто знает, что ракетное творчество Дорнбергера, фон Брауна и их команды довольно долгое время не пользовалось благосклонностью вождей. Гитлер, всегда с настороженностью относившийся к техническим новинкам, после начала войны уверовал в то, что она будет быстрой и для нее хватит уже готовых образцов вооружения. Перспективные разработки, подразумевавшие годы работы, были вычеркнуты из списка приоритетов. С Пенемюнде это случилось весной 1940 года. Дефицитные в военное время ресурсы вмиг стали недоступными, а мобилизованные сотрудники ушли в вермахт.
На позицию Гитлера не повлиял даже личный визит в начале 1939 года в Куммерсдорф (полигон, использовавшийся ракетчиками до Пенемюнде), в ходе которого Дорнбергер и фон Браун из кожи вон лезли, чтобы заинтересовать фюрера своими разработками. Но, цитируя воспоминания Дорнбергера, «вождь немецкого народа шел рядом, глядя прямо перед собой и не произнося ни слова». С тем и уехал, оставив хозяев полигона в легкой растерянности.
В тот момент команда конструкторов работала над двумя экспериментальными «агрегатами» – A-3 и A-5. Ни один из них пока не предназначался для военного применения; сначала необходимо было отработать жидкостный реактивный двигатель, системы управления и множество других составляющих «оружия возмездия». Будущая «Фау-2» уже была «агрегатом-4», но все работы над ней были остановлены до выяснения прин-ципиально важных аспектов.
К началу 1943 года Дорнбергер добился приема у Шпеера, на котором услышал, что «пока еще фюрер не может дать вашему проекту статус высшей приоритетности».
К тому времени зенитная ракета Wasserfall существовала еще только на чертежах, а ее отдельные узлы – на испытательных стендах. Доведение конструкции до ума и производства требовало времени и сил.
Возврат высшего приоритета состоялся лишь 7 июля 1943 года. В мановение ока были решены почти все проблемы с ресурсами и рабочей силой. Но то и другое выделялось отнюдь не под нужды ПВО Рейха. Гитлеру был показан кинофильм о запуске A-4 – будущей «Фау-2», ракеты, способной достичь Англии, куда уже не долетали бомбардировщики люфтваффе. Какой же отец нации откажется от возможности достать до противника, хоть бы и символически? Потом выяснилось, что (цитируя Шпеера) «наш самый дорогостоящий проект оказался одновременно и самым бессмысленным», – но в тот момент до подведения итогов было еще довольно далеко. Увлекшийся приятными перспективами фюрер даже потребовал увеличить заряд A-4 до 10 т, и Дорнбергеру с фон Брауном стоило некоторого труда убедить его в том, что такой бонус потребует разработки совершенно новой ракеты.
Вожди народов любят наступательное оружие – вспомним, с каким упорством Гитлер требовал выпуска Me-262 в бомбардировочном варианте. Кажется маловероятным, что летом 1943-го Шпееру удалось бы соблазнить фюрера зенитной ракетой вместо баллистической, даже возникни у него такое желание. Пока же «зенитные» разработки существовали на правах бедного родственника в бедняцкой семье.
Собственно Wasserfall
Формальный заказ на разработку управляемой с земли зенитной ракеты был выдан в конце 1942 года, однако фактически работа над ней началась значительно раньше. Назвать точную дату невозможно: едва ли кто-то, кроме самих создателей, знал, когда и какие идеи приходили им в головы. К тому же первый конструктор «Вассерфаля» доктор Вальтер Тиль погиб при налете англичан на Пенемюнде в ночь с 16 на 17 августа 1943 года.
Конструктивно Wasserfall представляла собой версию ракеты A-4 (V-2), уменьшенную примерно вдвое и снабженную дополнительной четверкой стреловидных «крылышек» примерно посередине корпуса. По мере работы над проектом верхние стабилизаторы меняли форму и размещение: на некоторых версиях ракеты они размещены в той же плоскости, что и нижние, на других – повернуты на 45°. Известны по крайней мере три воплощенные в металле версии, имевшие обозначения W-1, W-5 и W-10. Последняя из них большинством источников признается почти готовой к серийному производству, но в этом, пожалуй, стоит усомниться. По воспоминаниям участников послевоенных советских испытаний, немецкая чудо-техника во многих случаях вела себя не ахти, норовя улететь со стартовой площадки куда-то вбок.
Зенитная ракета (в отличие от баллистической) должна быть готова к запуску в любой момент, а стало быть – всегда заправлена топливом. Жидкий кислород, использовавшийся в качестве окислителя в двигателе V-2, этому требованию категорически не соответствовал – он слишком быстро испаряется даже из герметично закупоренной тары. Кроме того, в Третьем рейхе он был дефицитом. Использованный в «Вассерфале» окислитель «Сальбай» был смесью азотной (90%) и серной (10%) кислот. В качестве собственно топлива могли применяться несколько смесей: «Визоль» – ракетное топливо на виниловой основе или «Тонка» – на основе ксилидинов. Подача топлива и окислителя в камеру сгорания осуществлялась за счет вытеснения их из баков сжатым азотом, под давлением около 250 атм. Заметим, что похожий принцип был применен еще в A-1 – самой первой ракете Вернера фон Брауна, взлетевшей в воздух за десяток лет до описываемых событий.
Подача азота запускалась подрывом специального пиропатрона, открывавшего сжатому газу доступ в топливные баки. С этого момента запуск ракеты был неминуем – даже если цель повернула, не долетев до огневого рубежа.
Главной проблемой зенитной ракеты была, как ни странно это прозвучит, необходимость поражения цели. Напомним, что в те времена еще не было компьютеров в современном понимании этого слова, да и электроники вообще. Первые системы управления ракет подразумевали, что сидящий на КП оператор наводит ракету визуально. Недостатки такого подхода стали очевидны еще до готовности самой ракеты. Показателен пробный запуск A-4 с этой системой управления в июне 1944 года – наземный оператор «потерял» ракету в облаках, после чего она улетела в Швецию, вызвав дипломатический скандал.
Практически применимых и более-менее разработанных способов наведения было два. В первом случае бортовой транспондер ракеты передавал сигнал на определитель координат Rheinland, который вычислял азимут и угол прицеливания. Эта информация сравнивалась с координатами ракеты по данным наземного радара, после чего на управляющие органы ракеты отправлялись соответствующие команды.
В другом случае для управления использовались две РЛС, одна из которых отслеживала цель, а вторая – саму ракету. Оператор видел на экране две отметки, которые требовалось совместить при помощи устройства под названием «кнюппель» – своего рода джойстика. Обработка данных и расчет требуемых команд производились счетно-решающими устройствами фирмы «Сименс» – почти что компьютерами. Именно этот способ наведения предполагался в качестве основного. Однако, по словам Дорнбергера, «даже и эти механизмы так и не вышли из стадии лабораторных моделей, хотя последние из них оказались довольно работоспособными».
Разные источники приводят различные данные об испытаниях ракеты Wasserfall, но, несколько усреднив информацию, можно полагать, что немцы успели произвести около полусотни испытательных запусков, из которых полтора десятка признаются успешными – в том смысле, что ракета взлетела и направилась примерно в нужном направлении.
Планами немецкого командования предусматривалось в 1945 году развертывание двух сотен зенитно-ракетных батарей, но было уже слишком поздно. Третий рейх скончался под ударами союзников, так и не успев пустить очередное «чудо-оружие» в ход.
Запоздалый шанс?
Так был ли прав Шпеер? Могла ли ракета «Вассерфаль» изменить ход истории? Дать окончательный ответ могли бы только результаты ее боевого применения – но их нет. Тем не менее попытаться оценить перспективы можно.
Промышленность Германии в 1944 году могла производить порядка 900 «Фау-2» в месяц. «Вассерфаль» по затратам труда и материалов примерно в восемь раз дешевле «Фау-2». Можно думать, что производство примерно 7000 ракет в месяц выглядит реальным. Куда сложнее с эффективностью этих ракет.
Известно, что четверть века спустя, в ходе войны во Вьетнаме, вьетнамская система ПВО выпустила около 6800 ЗУР, поразив в общей сложности 1163 воздушные цели, – один выстрел из шести. Это с отработанными технологиями и отшлифованными конструкциями. Едва ли можно думать, что у немцев в 1945 году получилось бы лучше.
Кроме того, даже 300 ракетных батарей при радиусе действия ракет около 20 км закрыли бы лишь небольшую часть неба над Германией. Возможно, союзникам пришлось бы сократить массированные бомбежки крупных городов, но, как мы знаем, их реальный военный эффект был невелик. А защитить «Вассерфалями» транспортную инфраструктуру Германии было бы проблематично. Похоже, бывший рейхсминистр Альберт Шпеер был несколько бóльшим оптимистом, чем позволяли ему реальные условия. Впрочем, окончательного ответа мы, видимо, не узнаем – и это очень хорошо.
Март 2010 | Автор: Сергей Сысоев
http://www.popmech.ru/article/6720-raketa-vasserfal/
-
Пентагон-громовержец: Молниеносное нападение
Американские военные ищут способ метать в противника молнии.
Любимое нами американское агентство оборонных разработок DARPA – кузница не только уникальных новейших технологий и решений, но и несколько безумных проектов. О некоторых из них, включая «любовную» и «вонючую» бомбы мы писали в заметке «Make Love Not War». Теперь же нельзя не рассказать об очередной идее, тем более что агентство объявило о приеме предложений по созданию средств контроля за… молниями.
Технологии манипуляции погодой будоражат воображение военных прожектеров всех стран долгие годы. Нельзя не вспомнить, что в мифах многих народов самыми сильными воинами из богов почитались те, кто повелевал силой молнии. Видимо, и американским генералам лавры Зевса и Тора покоя не дают. В недрах DARPA (а по слухам, и российской оборонки) уже долгие годы исследуются возможности управления климатом в целях обрушить на противника всю мощь града, долгих проливных дождей и ураганов – или наоборот, создать самые благоприятные условия для собственной армии.
Стоит сказать, что до сих пор современная наука не располагает всей информацией о том, как рождается и распространяется молния – имеются лишь теории. Не помогает исследованиям и тот факт, что все обычно происходит (простите каламбур) молниеносно, в глубине плотных грозовых облаков. Впрочем, по предварительной оценке экспертов DARPA это не станет помехой: молнию можно исследовать специальной ракетой, запущенной в тучу с земли.
Ну а когда механизм станет более-менее ясен, можно будет перейти к следующему этапу – предсказанию молний и места их ударов, а затем и к технологиям контроля за грозой, включая полную ее остановку или перенаправление в нужное место.
Возможно, простым американцам стоит поберечься: DARPA планирует вести отработку этих технологий по всей стране. В том же объявлении агентства говорится: «В США случается огромное количество гроз разных типов, продолжительности, масштабов и силы. Наша программа должна использовать уникальные географические особенности ряда местностей по всему континенту». Словом, берегите голову.
Подробнее о молниях, как оружии, читайте: «Как Индра поразил ваджрой Вритру».
По публикации Danger Room
http://www.popmech.ru/article/6417-p...gromoverzhets/
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума