Негромкая дата: Из «Бурана» космонавты спасались, съезжая на попе
Двадцать лет назад советский челнок совершил свой единственный полет
Александр МИЛКУС — 15.11.2008
Бетонные плиты будто кто-то густо посолил. Что поделать: солончаковая степь. И посреди этой степи безумная ржавая махина - фермы врастопырку, переходы, бункера с выломанными запорами. В глубокой яме, похожей на кратер вулкана, озеро с зеленой, непрозрачной водой. Увы, это то, что осталось от стартового комплекса ракета «Энергия» - орбитальный корабль «Буран»...
Успех, который не нужен
По-настоящему «Буран» слетал только раз - 15 ноября 1988 года. Мы уже затерли от частого применения слово «уникальный». Но этот полет был именно таким. 100-тонный аппарат взлетал и садился без космонавтов, махиной управляла автоматика. (Американцы автоматическую систему за 30 лет эксплуатации шаттлов так и не сделали - приземлением командуют два пилота.) Но сработает ли техника? Сможет ли все просчитать и аккуратно вывести на посадочную полосу? Рассказывают, что перед стартом под городом Ленинск (теперь Байконур) развернули зенитные расчеты, чтобы уберечь в случае чего людей от «заблудившегося» корабля.
На транспортере катали даже маршала Язова, приезжавшего на старт с проверкой.
Предосторожности оказались лишними. «Буран» справился с сильным боковым ветром, все просчитал своими электронными мозгами и почти идеально вышел на посадку.
Спустя несколько дней стало ясно: успех равнозначен поражению. На вернувшемся из космоса «Буране» даже не проводили детальных исследований возникших в полете дефектов. Программу сворачивали - страна распадалась, денег не было. Последний раз челнок поднялся в небо на спине тяжелого самолета «Мрия», чтобы показаться на Парижском авиашоу 1991 года. В 2002 году в байконурском монтажно-испытательном корпусе, где грустно старела связка «Энергия» - «Буран», обвалилась крыша. Раритеты размолотили в клочья бетонные балки.
В середине девяностых стартовую площадку даже не охраняли, из нее выломали, выгрызли все самое ценное. Сейчас за площадкой присматривают. Но скорее чтобы какой-нибудь запоздавший любитель поживиться цветными металлами не свернул себе шею на ржавых переходах. Комплекс восстановлению не подлежит...
Как в аквапарке
Я забираюсь еще выше - к выцветшим серо-голубым фермам обслуживания. От одной из них вниз тянутся две гигантские трубы, похожие на желоба аквапарка. Это агрегат экстренной эвакуации (АЭЭ). В «Буране» были сотни неожиданных придумок из серии «голь на выдумки хитра». Средства спасения экипажа - тоже отсюда.
Площадка с трубами подводилась прямо к посадочному люку «Бурана». И отходить от него должна была примерно за минуту до начала подъема ракеты. Авария? Громадная площадка возвращалась обратно всего за 10 секунд! У космонавтов был выбор - каким путем спускаться. К наземному забетонированному бункеру можно было добраться «малой скоростью» - по широкой трубе, которая на самом деле была наклонным лифтом. Здесь установили восемь пар кресел, как в автобусе. Народ усаживается, а затем, как на американских горках, все дружно катятся вниз.
«Буран»
Второй вариант - экстренный - на попе! Да-да - вторая труба среди бурановского народа именовалась метким словом «склиз». Это желоб из полированной нержавейки, уходящий под углом около 30 градусов под землю. Длиной сотни метров. Идея такая - космонавту нужно упасть на пятую точку, а дальше по закону всемирного тяготения тебя понесет к матушке-земле.
На выходе скорость «транспортируемого тела» уже была приличная. Вылетев из трубы, космонавт должен был сгруппироваться и гасить скорость кувырками по разложенным матам. Не удавалось? В десяти метрах ждала вертикальная стена, тоже предусмотрительно прикрытая матом. Бум... Твою мать...
Затем стоило тут же отползти вправо или влево - ведь за тобой следом несется такое же разогнанное ускорением тело (в экипаже до шести человек!). За матами - коридор с герметическими дверями, как в подлодках. За каждой пространство метр на метр. Забежав в такую ячейку, нужно было наглухо закрыть дверь и ждать. Потому как если наверху рванет гигантская ракета - даже ад покажется легким солярием.
Скоростные качества нетрадиционной системы эвакуации испытывали на бойцах. А тем что? Двадцатилетние пацаны - чего бы не покататься на космической горке? Так что космонавты, приезжая на тренировки, наблюдали следы солдатских сапог не только на матах, но и на вертикальной стене... почему-то на высоте метров трех.
Со смазкой
«Склиз» поначалу нужную скорость спуска не обеспечивал, вспоминает участник программы «Буран» Владимир Ермолаев. Как ни старайся, а время от времени скользить он не хотел. Испытатели тормозили в самых неожиданных местах. Нужно было подниматься на ноги в полный рост, разбегаться и снова падать на пятую точку. К моменту встречи с матами от штанов в самом важном месте оставались одни лохмотья. Бойцы придумывали усовершенствования - под попу подкладывалась картонка либо «склиз» сверху проливался водой - вот и водный аттракцион! Но откуда у уносящих ноги с корабля космонавтов подстилка или вода? Рацпредложение: в самом начале трубы устанавливать подушку, наполненную... маслом. На нее грохался первый космонавт. Емкость рвалась, и из нее выливалась тягучая жидкость, смазывавшая пятую точку первого космонавта и ускорявшая путь к бункеру.
Эвакуационную систему со всеми улучшениями испытывали сами космонавты. В «сухом» варианте АЭЭ уж слишком перегревал пятую точку. А в «смазанном» вертикальная стенка уж слишком близко оказывалась от конца трубы... Зато все целы и оказывались в безопасности за считанные секунды. В общем, удивительное отечественное - как его там? - ноу-хау. Американцам со своими шаттлами такой экстренный способ даже в голову не пришел. У них надежда на комфортный лифт...
Благодарю Вадима Лукашевича, автора сайта www.buran.ru, за помощь в подготовке материала.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
Нарисуем эмблему для экипажа «Союз ТМА-14»
У каждого экипажа, отправляющегося на орбиту, есть своя эмблема. Ее разрабатывают художники, потом шьют из специального материала и креплят на скафандр. А вот у космонавтов «Союза ТМА-14», старт которого запланирован на март 2009 года, будет эмблема, которую придумает победитель Международного конкурса детского рисунка, объявленного Роскосмосом, Союзом благотворительных организаций России и «Комсомольской правдой». Ребята, занявшие первое, второе и третье места, побывают на Байконуре и увидят старт «Союза ТМА-14».
Первый рисунок на конкурс прислала из США 12-летняя Катлин Рейли.
Работы - и живописные, и выполненные с помощью компьютерной графики - принимаются по 25 декабря 2008 года по адресу: 127299, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, 10, Союз благотворительных организаций России. Или по электронной почте: sbor@sbornet.ru. Предполагаемый возраст участников конкурса - от 6 до 15 лет. В письме нужно указать свои имя и фамилию, возраст, подробный почтовый адрес и по возможности телефон для связи.
http://www.kp.ru/daily/24198/403881/