Файл в вордовском формате.
Файл в вордовском формате.
Власти США разочарована заявлением президента РФ Дмитрия Медведева о размещении в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер» для нейтрализации элементов системы противоракетной обороны США.
Как сказал официальный представитель Госдепа Шон Маккормак, «Мы говорили об этом раньше. Российские действия, несомненно, являются разочаровывающими».
Он добавил, что объекты ПРО в Чехии и Польше не направлены против России, информирует Business FM.
Президент России Дмитрий Медведев собирался обратиться с посланием к Госдуме и Совету Федерации в конце октября. Потом срок перенесли на 5 ноября. И вот Дмитрий Медведев выступил всего через несколько часов после выборов в США. Учитывая натянутые отношения между Вашингтоном и Москвой, трудно было выбрать менее удачное время для стратегической речи президента России.
Образ России не сильной, но страшной
Правда, в своей речи Медведев постарался избежать грубых антиамериканских выпадов в стиле других российских политиков. И это говорит о его политическом чутье. А вот решение выступить всего через несколько часов после исторической победы Барака Обамы было крайне невыигрышным.
Возможно, в России кто-то действительно готов принять на веру примитивный тезис о том, что США виноваты в развязывании войны в Грузии, в финансовом кризисе и во всех других бедах. Однако сколько его ни повторяй, реальная жизнь намного сложнее. А в Европе при всей критике в адрес США эту точку зрения не разделяют. Тем более теперь, когда американцы, избрав Обаму, проголосовали и за коренные перемены в политике США.
Давно известно и то, что Москва выступает против развертывания американской системы ПРО в Чехии и Польше. Этого Медведев мог и не повторять. Но вот заявление о том, что Россия разместит в Калининграде ракетные комплексы "Искандер", надолго останется в сознании политиков и простых граждан на Западе как квинтэссенция всей речи. И даже если размещение этих ракет в центре Европы сомнительно с точки зрения военной целесообразности, оно закрепляет в умах представление об агрессивной России. Надо полагать, задумывалось это как демонстрация силы, на деле же только укрепило у европейцев опасения в отношении России.
Кремль не понимает архитектуру европейских приоритетов
Но если внешнеполитические высказывания Медведева пришлись не ко времени и не к месту, то вот его заявления о внутриполитических реформах - богатая пища для кремлеведов. Например, снижение 7-процентного барьера прохождения в Думу или упрощение процедуры регистрации партий и кандидатов можно при желании истолковать как робкие попытки либерализации созданных Путиным политических структур. Кроме того, Медведев не поскупился на критику в адрес всесильной государственной бюрократии и провозгласил кампанию по улучшению образования. Эти заявления как свидетельство того, что Медведев верно обозначил основные проблемы страны, заинтересуют экспертов по России, но не общественное мнение на Западе.
Однако историческая победа Барака Обамы и окончание восьмилетнего правления Джорджа Буша открывают новый этап в отношениях между Европой и США. Россия себя из него исключила. Российскому руководству пора понять, что при всех политических разногласиях страны Евросоюза, в том числе Германия, всегда отдают приоритет партнерским отношениям с США. Да, отношения с Россией важны и значимы, но - нравится или не нравится это Москве - они не равноценны отношениям с США. Свидетельство тому - громадный интерес европейцев к выборам в США и ликование после победы Барака Обамы. А вот от речи Медведева в памяти европейцев останется одно: Россия размещает новые ракеты в Калининграде.
Инго Маннтойфель
Последний раз редактировалось КЭТ; 09.11.2008 в 23:27.
Они так и поступают...
Газета Süddeutsche Zeitung в комментарии под заголовком "Далекий друг" пишет о перспективах стратегического партнерства между США и Европой:
В Центральной Европе привыкли к тому, что российское оружие находится где-то рядом, поэтому жест Медведева здесь рассматривают, в первую очередь, как подтверждение правильности собственной позиции, согласно которой гарантировать безопасность европейцев могут только НАТО и США. В прошлом десятилетии это привело страны бывшего Варшавского блока к укреплению связей с заокеанским партнером и временному отчуждению от европейских соседей.
В результате некоторые восточноевропейские государства самостоятельно вели переговоры с США, игнорируя мнение западноевропейских коллег, и изъявляли готовность разместить на своей территории американское оружие в обмен на гарантии безопасности. После войны в Грузии, на которую ЕС отреагировал сплоченно, эта тенденция отчасти ослабла.
Теперь в Вашингтоне появилась новая администрация, которая положительно относится к идее многополярного мира и менее склонна решать конфликты с позиции силы. Для Украины и Грузии это означает, что им придется умерить надежды на скорое членство в НАТО. Для новых членов ЕС это означает, что дружеские отношения с США в области внешней политики и политики безопасности им придется увязывать с уважением интересов западных европейцев.
В комментарии газеты Financial Times Deutschland говорится:
Российскому правительству, похоже, нравится изображать антипода Америки. Если США планируют провести трубопровод из Центральной Азии, Москва сразу же начинает строить два собственных. Если американский президент ссорится со своим венесуэльским коллегой, Россия моментально заключает с этой южноамериканской страной соглашение о военном сотрудничестве. И даже на вызвавшее столь бурный восторг во всем мире избрание Барака Обамы президентом США в Кремле отреагировали довольно мрачно.
Медведев предостерег американцев от вмешательства на постсоветском пространстве и объявил о планах разместить ракеты в Калининградской области, якобы в ответ на планы США по развертыванию элементов ПРО в Восточной Европе. Пугает в этой грубой реакции не столько ее стратегический аспект: ракеты для Калининграда не являются новостью, к тому же российский эксклав на побережье Балтики и без того напичкан оружием.
В гораздо большей степени Кремль сигнализирует, что он нисколько не заинтересован в улучшении отношений с США, вне зависимости от того, какие сигналы подает американский президент. Однако то, что срабатывало в эпоху Буша, будет нелегко продолжать при Обаме. Евросоюз, как и другие регионы планеты, рассчитывает на улучшение сотрудничества с США и готов доверять новому главе Белого дома. Московское бряцание оружием выглядит реликтом из прошлого, возвращения которого никто не желает.
(по материалам "Немецкой волны")
Москва не пойдет на уступки, чтобы возобновить обсуждение нового соглашения между Россией и ЕС. С таким заявлением выступил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов, комментируя сегодняшнее заседание глав МИД ЕС. В то же время Москва готова рассмотреть возможные предложения ЕС по созданию комиссии для расследования конфликта на Кавказе. Напомним, второй раунд переговоров по новому соглашению был отложен как раз из-за августовских событий в Южной Осетии.
Как передает NEWSru.com, Чижов подчеркнул, что "эволюция позиции ЕС должна произойти сегодня". Никаких предварительных условий для продолжения переговорного процесса по новому базовому соглашению между Россией и ЕС не может быть, добавил он. "Нам эти переговоры нужны не меньше и не больше, чем ЕС, - пояснил постоянный представитель России. - Колебания позиции Евросоюза не укрепляют его имиджа перед партнерами, но мы понимаем, что добиться консенсуса 27 стран бывает непросто".
Что касается кавказского кризиса, то, по мнению Чижова, идея о создании комиссии для расследования событий на Кавказе возникла достаточно давно. Но пока не получила "практического предложения". В то же время Москва готова рассмотреть исходящее от ЕС предложение по этой проблеме.
Комментируя саммит Россия-ЕС в Ницце, который состоится 14 ноября, Чижов заявил, что на нем будут затронуты вопросы ПРО в контексте перспектив новой архитектуры европейской безопасности. Постоянный представитель России напомнил, что официальной реакции ЕС на размещение "Искандера" в Калининградской области не было. Была только реакция французского председательства: президент Франции Николя Саркози выразил свою озабоченность по поводу развертывания ракет, но призвал к продолжению диалога.
"Размещение третьего позиционного района на территории Европы неизбежно было сопряжено с ответными мерами, - пояснил Чижов. - Мы об этом предупреждали". "Будет ли создан третий позиционный район, никто утверждать не может, - продолжил он. - Приходит к власти новая администрация США, у которой своя позиция по этому вопросу. И большинство жителей Польши и Чехии отрицательно относятся к идее размещения элементов американской ПРО в Восточной Европе". "Зарекаться я бы не рекомендовал", - заключил российский дипломат.
Отметим, что Москва намерена разместить комплекс "Искандер" в Калининградской области только в случае размещения элементов ПРО в странах Восточной Европы.
В начале ноября Еврокомиссия высказалась за возобновление переговоров с Россией по новому соглашению. В докладе, утвержденном Еврокомиссией, говорится, что переговоры позволят Евросоюзу отстаивать свои собственные интересы, а также противостоять Москве "с единых позиций".
Однако не все члены ЕС разделяют эту позицию. Так, Швеция, Дания, Великобритания, Польша и прибалтийские государства высказались против немедленного возобновления переговоров: они хотят, чтобы Россия не только вывела войска с основной территории Грузии, но и сократила свой воинский контингент в Южной Осетии и Абхазии. За скорейшее возобновление переговоров выступают, прежде всего, Германия и Франция.
Как пишет британская The Guardian, Россия ловко перешла от угроз к попыткам "очаровать" Барака Обаму, как только появились признаки того, что новоизбранного президента США можно переубедить по вопросам о развертывании системы ПРО в Польше и Чехии.
По словам журналиста Саймона Тисдала, вскоре после встречи с госсекретарем Кондолизой Райс Сергей Лавров заявил, что Москва ожидает от США более гибкого подхода. В частности, он сослался на позиции Обамы, изложенные на его сайте.
Ремарка Лаврова последовала также после телефонного разговора между президентом России и Бараком Обамой, в ходе которого они договорились о личной встрече в ближайшем будущем. Как напоминает Тисдал, нынешняя дискуссия о ПРО началась после угрозы Дмитрия Медведева разместить баллистические ракеты в Калининградской области, бок о бок с Польшей и Литвой, во время обращения к парламенту в среду. Это высказывание уже вызвало осуждение со стороны глав ряда европейских государств.
Как заявили советники Обамы, ему все еще должны будут предоставить доказательства необходимости развертывания этой системы, и того, что она направлена не против Москвы, а действительно против стран-"изгоев". Также, по его мнению, затраты, которые будут, должны как-то окупаться.
По мнению экспертов The Independent, сейчас Россия испытывает на прочность нового американского лидера и в случае успеха сможет применять этот опыт к другим вопросам: расширению НАТО, Грузии, попыткам расширить сферы влияния. В то же время, пишет Тисдал, эффект может быть и обратным – в ответ на российское давление неопытный Обама может ответить жестко, чтобы продемонстрировать наличие качеств главнокомандующего.
10 ноября 2008
Перевод: Inopressa
Переговоры о новом базовом соглашении ЕС-Россия будут продолжены - такое мнение поддержали 26 из 27 представителей стран Евросоюза на встрече в понедельник в Брюсселе. Против выступила только Литва, но в данном случае она не сможет заблокировать решение о возобновлении переговоров, прерванных в связи с августовским конфликтом на Кавказе, поскольку для этого не требуется единогласного одобрения всех государств ЕС.
Россия выполнила все обязательства в отношении Грузии, заявил на пресс-конференции по итогам министерской встречи глава МИД председательствующей в ЕС Франции Бернар Кушнер. "Прекращение боевых действий - выполнено, вывод войск осуществлен, гуманитарный доступ обеспечен, европейские наблюдатели прибыли, наконец консультации о Южной Осетии и Абхазии начаты", - подчеркнул он.
Что касается обсуждения вопросов вывода российских войск со спорных территорий - "эта тема должна рассматриваться на консультациях в Женеве". Дата возобновления переговоров РФ-ЕС пока не назначена.
По словам члена Еврокомиссии Бениты Ферреро-Вальднер, следующий раунд может состояться после предстоящего 14 ноября в Ницце саммита ЕС-Россия и намеченного на 18 ноября начала международной конференции в Женеве по Абхазии и Южной Осетии, сообщает NEWSru.com.
Переговоры по новому базовому соглашению РФ-ЕС были отложены после августовского военного конфликта в Южной Осетии. ЕС поставил условиями их возобновления прекращение огня, отвод российских войск до линий, занимаемых ими к 8 августа, развертывание корпуса международных наблюдателей на месте, начало международной конференции в Женеве о будущем статусе Южной Осетии и Абхазии.
В ноябре президент Франции Николя Саркози, который председательствует в Европейском Совете, заявил на пресс-конференции, что у Евросоюза нет оснований не возобновлять переговоров с РФ. Он отметил, что Россия выполнила все четыре условия, которые поставил перед ней ЕС в связи с военным конфликтом в Грузии.
Франция, как страна-председатель ЕС, а также Еврокомиссия и верховный представитель по внешней политике и безопасности Хавьер Солана выступали за скорейшее их возобновление. До сих пор непримиримыми противниками возобновления переговоров выступали Польша и Литва. Последняя так и не изменила своей позиции - единственная из 27 членов ЕС.
Польское правительство дало согласие на возобновление переговоров между ЕС и Россией о новом партнерском соглашении, сообщил премьер-министр Польши Радослав Сикорский на пресс-конференции в Брюсселе в понедельник. "Мы остаемся частью мирового процесса, соглашаясь с необходимостью возврата к переговорам", - сказал Сикорский.
Это решение было принято против воли президента Леха Качиньского, который, наряду с президентом Литвы Валдасом Адамкусом, в ноябре призвал ЕС не возобновлять переговоры по новому рамочному соглашению с Россией.
"26 на 27 это уже неплохо, а во-вторых, голосования по этому вопросу не требовалось", - сказал отметил глава МИД Франции по окончании встречи в Брюсселе 10 ноября. "Надо продолжать диалог с Россией, и у нас нет другого решения. Мы не забываем событий в Грузии и осуждаем действия России, но диалог - это единственное возможное средство", - подчеркнул Кушнер.
В свою очередь член Еврокомиссии Бенита Ферреро-Вальднер напомнила, что формально переговоры не прерваны, а лишь отложены. Еврокомиссия имеет ранее полученный мандат 27 членов ЕС на их ведение, а дату следующего раунда назначит Франция как страна-председатель ЕС. Еврокомиссар подчеркнула, что продолжение переговоров с Россией - в интересах ЕС, однако эти переговоры будут трудными.
"Между ЕС и Россией существуют глубокие и сложные отношения, ЕС и Россия взаимозависимы. Но нужно модернизировать эти отношения, особенно в сфере энергетики", - отметила Ферреро-Вальднер. Она подчеркнула, что решение ЕС "вовсе не означает "подарка" России". "Мы по-прежнему считаем недопустимыми ее действия против Грузии и одностороннее признание двух сепаратистских регионов", - заявила член ЕК.
Кушнер, со своей стороны, сообщил журналистам, что на предстоящей встрече в Женеве 18 ноября будет обсуждаться вопрос о присутствии российских миротворцев в Ахалгори и в верхней части Кодорского ущелья.
Европейский союз решил продолжить прерванные из-за войны в Грузии переговоры о новом базовом соглашении ЕС-Россия, однако будет вести их жестко и строить отношения с Россией в зависимости от ее поведения.
"Конфликт в Грузии подорвал доверие, необходимое для партнерства между Европейским союзом и Россией", - говорится в сообщении для прессы по итогам состоявшегося в понедельник в Брюсселе заседания Совета министров иностранных дел ЕС.
В нем отмечается, что "Россия должна продолжить выполнение своих обязательств и конструктивным образом включиться в международные дискуссии в Женеве" по Абхазии и Южной Осетии. "Мы продолжаем в полной мере поддерживать независимость, суверенитет и территориальную целостность Грузии", - подчеркивают министры.
Еврокомиссия и секретариат Совета ЕС провели углубленный аудит отношений ЕС-Россия и будут продолжать его "в зависимости от поведения России". Этот аудит "будет учитываться в ходе переговоров о новом соглашении с Россией и других аспектах отношений, будет включен в регулярный рабочий процесс Совета и Комиссии после саммита (РФ-ЕС) в Ницце", говорится в сообщении.
В нем отмечается, что "диалог и переговоры являются для ЕС лучшим средством преследовать собственные цели, продвигать свои принципы и ценности, сообща и жестко защищать свои интересы в соответствии с мандатом на переговоры, утвержденным единогласно".
"Переговоры и диалог на этой основе ни в коей мере не легитимизируют статус-кво в Грузии или поведение русских, противоречащее нашим ценностям и принципам", - отмечается в документе.
ЕС "ожидает от России ответственного поведения, верности всем принятым на себя обязательствам, что естественно для восстановления необходимого доверия". Также ЕС обещает "сохранять бдительность, в том числе и по проблемам общего соседства (остальной части постсоветского пространства), которые являются частью переговорного мандата ЕС".
МИД России уже отреагировал на итоги министерской встречи в Брюсселе. В Москве "достаточно спокойно" воспринимают отсутствие среди стран-членов Евросоюза консенсуса по поводу возобновления переговоров о новом базовом соглашении между РФ и ЕС. "Мы жили без этого договора, подождем, когда в ЕС созреют, и сформируется консенсус по поводу возобновления переговоров", - заявили в Департаменте информации и печати МИД РФ.