Сергей Волков
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, профессор АВН Российской Федерации, полковник.
© "Воздушно-космическая оборона"
Ближний космос - идеальное место для размещения средств разведки - детальной фото,оптикоэлектронной,рад ио- и радиотехнической. Фото: NASA
Первоочередной задачей любой военной кампании Соединенные Штаты провозглашают завоевание безусловного военного превосходства в космосе
В "ВКО" в течение 2005-2007 гг. показано состояние и развитие системы воздушно-космической обороны Северо-Американского континента и Космического командования ВВС США. На современном этапе развития вооруженных сил США ускоренному, интенсивному и эффективному развитию военного космоса и в целом воздушно-космической обороне уделяется первостепенное значение.
Важнейшими документами, отражающими доктринальные взгляды США на характер войн и обеспечение безопасности, являются "Стратегия национальной безопасности США" (утверждается президентом), "Стратегия национальной обороны США" (утверждается министром обороны) и "Национальная военная стратегия США" (утверждается председателем КНШ). Именно этими документами определено развитие вооруженных сил США.
Детализируется оно в докладе МО США "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США", который представляется конгрессу США один раз в четыре года. По запросу конгресса США периодически также представляется и доклад министра обороны под названием "Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил".
Национальная военная стратегия США раскрывается в объединенных оперативно-стратегических концепциях (утверждаются министром обороны и председателем КНШ) и единых уставах (доктринах) вооруженных сил США (утверждаются председателем КНШ). Конкретное воплощение всех концептуальных взглядов на применение ВС отражается в уставах (доктринах) видов вооруженных сил США (утверждаются начальниками штабов видов ВС).
Кроме того, "Национальная военная стратегия США" детализируется в "Указаниях по планированию в кризисных ситуациях" (утверждается председателем КНШ) и соответствующих оперативных планах командующих объединенными командованиями вооруженных сил.
Интегральный анализ этих документов показывает, что основными требованиями к боевому применению вооруженных сил США являются: объединение ВС в единое целое путем создания единого информационно-управляющего и боевого пространства; экспедиционный характер; объединение систем управления и тыла в единую сеть; централизация управления и децентрализация действий; адаптивность планирования; превосходство в быстроте и качестве принятия решений; глобальность и высокая поражающая мощь.
Исходя из этих требований, в специальном документе министерства ВВС АFDD 2-2 "Космические операции", опубликованном в августе 1998 г., были определены доктринальные основы боевого применения (современные и на ближне- и среднесрочную перспективу) космических сил, костяк которых составляет 14-я воздушная армия ВВС.
Этим документом первоочередной задачей любой военной кампании провозглашается завоевание безусловного военного превосходства в космосе. Под этим понимается такая ситуация, в которой американские космические силы будут обладать полной свободой действий, в том числе и по нанесению ущерба противнику, а космические силы противника, наоборот, не будут иметь никакой возможности для причинения такового США или их союзникам.
Понятие военного космического превосходства распространяется также на недопущение использования противником космической связи, сигналов точной навигации, разведывательных, метеорологических и других данных, получаемых с помощью собственных или иностранных (международных) космических средств.
Завоевание военного космического превосходства предполагается осуществлять путем выполнения комплексов специальных активных мероприятий, под которыми понимается проведение противокосмических операций. При этом сами же противокосмические операции могут быть оборонительными или наступательными.
Цель наступательных противокосмических операций определяется как уничтожение или нейтрализация космических систем (КС) или средств противника, а также прекращение доступа к обеспечиваемой ими или через них информации.
Достижение этой цели планируется осуществлять различными способами, основными из которых определяются следующим образом: внесение преднамеренных искажений в циркулирующие через космические системы противника информационные потоки; временное нарушение функционирования; снижение эффективности боевого применения или уничтожение компонентов принадлежащих ему космических систем; лишение возможности противника доступа к этим системам.
Согласно оценкам руководства ВВС США, наиболее часто употребляемой формой наступательной противокосмической операции определяется нанесение авиационных, ракетных и артиллерийских ударов по наземным элементам космической инфраструктуры противника. Однако предусматривается также возможность проведения противокосмических операций по схемам "земля-космос", "космос-космос" и "космос-земля".
В связи с этим в документе "Космические операции" специально подчеркивается, что создание и развертывание вооружений, предназначенных для применения по указанным схемам, являются важнейшими факторами, обеспечивающими национальные интересы.
К оборонительным противокосмическим операциям в рассматриваемом документе отнесены активные и пассивные мероприятия, направленные на защиту КС США от ударов противника или его попыток нарушить порядок их функционирования. В ходе активных противокосмических операций планируется проводить действия по обнаружению, сопровождению (идентификации) и уничтожению или нейтрализации атакующих средств противника.
Орбитальная группировка ВС США
Не исключается и возможность осуществления маневрирования космическими аппаратами с целью увода их от возможного воздействия, использования средств радиоэлектронной борьбы, а также развертывания наземной сети высокомобильных коммуникационных терминалов, параметры уязвимости которых намного выше, чем у стационарных.
Пассивные противокосмические операции планируется проводить в целях снижения уязвимости американских космических систем и средств. В ходе таких операций самостоятельно или в различных сочетаниях предполагается применение таких мер, как шифрование, использование техники псевдослучайного перескока несущих частот, повышение прочности конструкций, маскировка, внесение избыточности, рассредоточение и другие.
При рассмотрении возможностей по обеспечению наступательных и оборонительных противокосмических операций отмечается, что высокие результаты могут быть получены только при наличии развитых и эффективных систем контроля воздушно-космического пространства, наблюдения за его параметрами (радиационный фон, характеристики магнитного поля, интенсивность потоков солнечного ветра и другие), а также предупреждения о ракетном нападении.
В документе отмечается, что с завоеванием военного превосходства в космосе космические силы США смогут практически беспрепятственно проводить не только противокосмические, но также и другие операции по применению силы в космосе и из космоса, по обеспечению боевых действий в космосе, а также по обеспечению боевых действий в других средах.
Нанесение ударов из космоса (операции по применению силы) уже рассматривается как реальная форма боевых действий космических сил, несмотря на то, что США не располагают соответствующими системами вооружения. Утверждается при этом, что для создания таких систем будет сделано все возможное, причем (с учетом интенсивности и реальных результатов, проводимых в этом направлении НИОКР) уже в обозримом будущем (2015-2020 гг.). Ударной космической системой, являющейся наиболее вероятным "кандидатом" на развертывание в указанные сроки, называется комплекс лазерного оружия космического базирования.
Предусмотренные доктринальными документами ВВС операции космических сил по обеспечению боевых действий в космосе и других средах подразделяются на следующие группы: разведывательные, навигационные, коммуникационные, предупреждения при ракетном нападении и наблюдение за параметрами воздушно-космического пространства.