-
Senior Member
"Spiegel", Германия - Не лгал ли Саакашвили?
Запад начинает сомневаться в грузинском лидере
Ральф Бесте (RALF BESTE), Уве Клусманн (UWE KLUSSMANN), Кордула Мейер (CORDULA MEYER), Кристиан Нееф (CHRISTIAN NEEF), Матиас Шепп (MATTHIAS SCHEPP), Ганс-Юрген Шламп (HANS-JURGEN SCHLAMP), Хольгер Штарк (HOLGER STARK), 16 сентября 2008
Прошло пять недель после войны на Кавказе, и настроения начинают меняться не в пользу грузинского президента Михаила Саакашвили. Данные некоторых западных разведывательных источников развенчивают тбилисскую версию событий. Теперь по обе стороны Атлантики звучат призывы к проведению независимого расследования.
Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) выглядит усталой. Со вторника прошлой недели она заседает в Сенате США. Даже ее костюм - надетый поверх черной блузки бежевый пиджак выглядит поблекшим.
Куда делся глянец съезда демократов в Денвере, где партия назначила Барака Обаму (Barack Obama) своим кандидатом в президенты? Куда делись ее собственные мечты о выдвижении? Клинтон вернулась к своим повседневным делам. Она участвует в заседании сенатского комитета по делам вооруженных сил, на котором обсуждается конфликт между Россией и ее крошечным соседом Грузией.
Клинтон в ходе дебатов выступает одной из последних. Даже голос у нее усталый. Но как политик она ничуть не изменилась, и говорит Клинтон прямо и по существу.
'Не подтолкнули ли мы грузин каким-то способом' к применению военной силы, спрашивает она членов комитета. В достаточной ли мере администрация Буша предупреждала Москву и Грузию о последствиях войны? И как могло случиться, что начало боевых действий застало Соединенные Штаты врасплох? Все эти вопросы, говорит Клинтон, должна изучить американская комиссия, которой 'в первую очередь необходимо установить реальные факты'.
Хотя выступление Клинтон длится всего несколько минут, ее слова показывают, что отношение к Грузии в Соединенных Штатах постепенно меняется.
Для американцев вся эта война на далеком Кавказе, который находится где-то там, в Старом свете, была борьбой между гигантской экспансионистской державой и маленькой демократической нацией, которую эта держава хотела поработить. А нападение на Грузию было совершено лишь потому, что 'мы хотим быть свободными', как почти ежечасно заявлял перед камерами CNN президент Михаил Саакашвили.
'Сегодня все мы грузины', - объявил миру кандидат в президенты от Республиканской партии Джон Маккейн (John McCain). Неоконсервативный комментатор Роберт Каган (Robert Kagan) сравнил действия русских с вторжением нацистов в Судетскую область Чехословакии с 1938 году. А вице-президент США Ричард Чейни (Richard Cheney) во время встречи с Саакашвили заверил его, что Вашингтон поддерживает грузинского президента в его самом заветном стремлении - вступить в НАТО.
Но прошло пять недель после окончания войны на Кавказе, и ветры в Америке начинают дуть в ином направлении. Даже Вашингтон начинает подозревать, что его друг и союзник Саакашвили в действительности мог оказаться азартным игроком, который разжег кровопролитную пятидневную войну, а затем начал нагло врать Западу. 'Озабоченность в отношении России сохраняется', - говорит эксперт по России и директор консервативного Никсоновского центра из Вашингтона Пол Сондерс (Paul Saunders). Его слова подтверждают оценку Запада, состоящую в том, что российская акция военного возмездия против крошечной кавказской страны Грузии была несоразмерной, что Москва нарушила нормы международного права, признав сепаратистские республики Южную Осетию и Абхазию, и что она использовала Грузию в качестве примера, дабы продемонстрировать возрождение своих имперских устремлений.
Но затем Сондерс смягчает тон своего заявления: 'Все больше и больше людей осознает, что в этом конфликте есть две стороны, и что Грузия была в нем не столько жертвой, сколько добровольной участницей'. Члены администрации президента США Джорджа Буша также начинают пересматривать свои позиции. Грузия 'вошла в столицу Южной Осетии' после серии провокаций, заявляет заместитель госсекретаря по европейским и евразийским делам Дэниел Фрид (Daniel Fried).
Не говорит ли это о том, что заявления Америки о солидарности с Саакашвили были такими же преждевременными, как и заявления европейцев? Британский премьер-министр Гордон Браун призвал к 'радикальному' пересмотру отношений с Москвой. Шведский министр иностранных дел Карл Бильдт (Carl Bildt) открыто осудил Россию, обвинив ее в нарушении норм международного права. А канцлер Германии Ангела Меркель пообещала Грузии, что в какой-то момент она 'станет членом НАТО, если пожелает'.
Но теперь громкость звука в антироссийской риторике начали понемногу убавлять. На прошлой неделе министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) публично призвал выяснить, кто же действительно виноват в этой кавказской войне. 'Нам действительно надо знать, кто и в какой мере несет ответственность за военную эскалацию', - заявил Штайнмайер на встрече в Берлине, в которой участвовало более 200 послов этой страны. По его словам, Европейский Союз должен сейчас 'определить наши отношения с участниками этого конфликта на среднесрочную и долгосрочную перспективу', и настало время получить конкретную информацию.
Какая из сторон первой нанесла удар?
От выяснения вопроса о том, кто виноват, зависит многое. После этой войны Запад должен ответить, действительно ли он хочет принимать в НАТО такую страну как Грузия, особенно если ее членство будет означать необходимость военного вмешательства на Кавказе в случае возникновения подобных конфликтов. И какого рода партнерства он должен добиваться в будущем от России, которая впервые отстаивает свои сферы влияния не менее настойчиво, чем США?
Попытки восстановить события пятидневной августовской войны по-прежнему крутятся вокруг одного и того же ключевого вопроса: какая из сторон первой нанесла военный удар? Приходящая из НАТО и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) информация рисует теперь картину, которая во многом отличается от той, что превалировала в первые дни битвы за столицу Южной Осетии город Цхинвали. И она порождает сомнения у западных политиков.
Грузинские власти по-прежнему утверждают, что война началась в четверг 7 августа в 23 часа 30 минут. Согласно их версии, в это время они получили доклады разведки о том, что примерно 150 российских военных машин через проходящий сквозь Главный Кавказский хребет Рокский тоннель вошли на территорию Грузии, в самопровозглашенную республику Южная Осетия. Их целью, заявляют грузины, был Цхинвали. С 3 часов ночи туда начали прибывать новые военные колонны.
'Мы хотели остановить российские войска, прежде чем они дойдут до грузинских деревень, - заявил недавно Саакашвили журналу SPIEGEL, объясняя причины приказа на совершение марша, который был отдан его армии, - когда наши танки выдвинулись к Цхинвали, русские начали бомбить город. Это они - не мы - превратили город в руины'. Но согласно докладам ОБСЕ о тех критических часах, ситуация выглядела иначе.
У ОБСЕ в Южной Осетии имеется миссия наблюдателей, которая оказалась меж двух огней, когда началась война. Согласно так называемому оперативному докладу, который был составлен представителями ОБСЕ в 11:00 8 августа по грузинскому времени, 'незадолго до полуночи центр Цхинвали подвергся мощному обстрелу, в котором предположительно участвовали реактивные системы залпового огня и артиллерийские орудия, расположенные вне зоны конфликта. В офис миссии в Цхинвали попал снаряд, и три находившихся там иностранных сотрудника были вынуждены укрыться в подвале'.
Такие оперативные доклады регулярно направляются в венскую штаб-квартиру ОБСЕ, которая объединяет в своем составе 56 стран-членов. Доклад от 8 августа носил нейтральный характер, отражая тот факт, что и Грузия, и Россия являются членами данной организации. Поэтому содержащаяся в таких докладах информация изначально не содержит никаких оценочных суждений. Например, в них просто указываются те места, в которых русские нарушили воздушное пространство Грузии, или какие югоосетинские деревни оккупировали грузины.
Как удалось выяснить журналу SPIEGEL, НАТО к тому времени уже сделала гораздо более определенные выводы. Международный объединенный штаб альянса, который осуществляет всю подготовительную работу для Военного комитета НАТО, являющегося высшим военным органом управления блока, быстро проанализировал имевшийся в его распоряжении материал. В Военный комитет НАТО входят офицеры изо всех 26 стран-членов.
Во второй половине дня 8 августа эксперты НАТО были не в состоянии в полном объеме установить масштаб выдвижения русских, которое Саакашвили позже назвал нападением, а Москва операцией по 'принуждению к миру'. Тем не менее, эти эксперты к тому времени уже начали предупреждать коллег о том, что в свете первых российских ударов с использованием боевой авиации и тактических ракет следует ожидать, что Москва не останется безучастной.
-
Senior Member
Расчетливое наступление Грузии
Но уже тогда офицерам НАТО в брюссельской штаб-квартире альянса было ясно одно. Они считали, что конфликт начала Грузия, и что в ее действиях скрывается глубокий расчет, а не просто намерение обороняться или нанести удар в ответ на провокации России. На самом деле, офицеры НАТО полагали, что грузинское нападение это хорошо просчитанное наступление против позиций Южной Осетии, осуществляемое для того, чтобы поставить всех перед свершившимся фактом. Они невозмутимо называли произошедшие накануне перестрелки малозначащими происшествиями. Руководители НАТО совершенно четко представляли себе, что такими стычками ни в коей мере нельзя оправдать подготовку Грузии к войне.
Эксперты НАТО не подвергали сомнению утверждения Грузии о том, что их спровоцировали русские, направив свои войска через Рокский тоннель. Но в их оценках происходящего были большие сомнения, что именно в этом заключаются истинные причины действий Саакашвили.
Те данные, которые западные разведслужбы получили от своей радио- и радиотехнической разведки, полностью согласуются с натовскими оценками. Согласно этой разведывательной информации, грузины к утру 7 августа сосредоточили на границе с Южной Осетией примерно 12 тысяч человек личного состава. Возле Гори было собрано семьдесят пять танков и бронетранспортеров, или треть всего грузинского арсенала. Очевидно, Саакашвили намеревался в ходе 15-часового блицкрига дойти до Рокского тоннеля и перекрыть эту соединяющую север и юг Кавказа артерию, по сути дела, отрезав Южную Осетию от России.
По словам Саакашвили, в 22 часа 35 минут 7 августа, то есть менее чем за час до входа российских танков в Рокский тоннель, грузинские войска начали артиллерийский обстрел Цхинвали. Грузины использовали при этом 27 ракетных установок, 152-миллиметровые орудия, а также кассетные боеприпасы. Три бригады начали ночное наступление.
Разведка следила в эфире за тем, как русские звали на помощь. 58-я армия, отдельные части которой дислоцировались в Северной Осетии, была, видимо, не готова к боевым действиям, по крайней мере, в ту первую ночь.
С другой стороны, грузинская армия состояла в основном из пехотных групп, которые были вынуждены передвигаться по основным дорогам. Вскоре они застряли и оказались не в состоянии пройти мимо Цхинвали. Западная разведка поняла, что грузины 'плохо управляются' со своим оружием. Имелось в виду, что грузины плохо воюют.
Разведка также пришла к выводу, что российская армия начала огонь не ранее 7:30 утра 8 августа, когда был произведен пуск баллистической ракеты малой дальности СС-21 по городу Боржоми, находящемуся к юго-западу от Гори. Очевидно, ракета попала по военным и государственным долговременным укрытиям. Вскоре свои первые удары по грузинской армии нанесла боевая авиация. И тут внезапно эфир ожил, как ожила и вся российская армия.
Российские войска начали свой марш из Северной Осетии через Рокский тоннель не ранее 11 часов утра. Такая последовательность событий говорит о том, что Москва не проводила агрессию, а просто действовала в ответ. В дальнейшем на юг были переброшены дополнительные установки СС-21. Русские развернули группировку численностью пять с половиной тысяч человек в Гори, и еще семь тысяч своих военнослужащих на границе Грузии и второго ее сепаратистского региона - Абхазии.
Европейские призывы к проведению международного расследования
Полковник генерального штаба Германии Вольфганг Рихтер (Wolfgang Richter), являющийся старшим военным советником немецкой миссии в ОБСЕ, хорошо владеет ситуацией. Рихтер, находившийся в тот период в Тбилиси, подтверждает, что грузины еще в июле сосредоточили свои войска на границе с Южной Осетией. Во время закрытого совещания в Берлине в прошлую среду он заявил министру обороны Францу-Йозефу Юнгу (Franz-Josef Jung) и ведущим членам комитетов парламента по иностранным делам и обороне, что грузины в определенной мере 'лгали' о передвижениях войск. По словам Рихтера, он так и не смог найти доказательств в подтверждение заявлений Саакашвили о том, что русские выдвинулись в Рокский тоннель еще до того, как Тбилиси отдал приказ наступать. Но и исключить их существование он тоже не может. Для некоторых депутатов парламента его заявления прозвучали как подтверждение российской интерпретации событий. 'Он не оставил места для иных толкований', - заключил один из членов комитета. 'Ясно, что большую ответственность несет грузинская, а не российская сторона', - заявил другой.
Основываясь на всех этих сообщениях и докладах, западные наблюдатели начали понимать, кто поджег югоосетинскую пороховую бочку. В пылу битвы аналитики по вполне понятным причинам не приняли во внимание историю конфликта, элементом которой являются и многолетние провокации против Тбилиси со стороны России.
Но теперь настало время Евросоюзу рассмотреть причины, приведшие к войне. Москва недоумевает из-за отказа европейцев осудить Саакашвили за его нападение на Цхинвали и из-за того, что вместо Грузии все настойчиво указывают пальцем на Россию. Один дипломат из российского министерства иностранных дел пожаловался, что европейцам, очевидно, не хватает 'смелости, чтобы выступить против Вашингтона и его союзников в Тбилиси'.
На неофициальной встрече в южном французском городе Авиньон две недели назад европейские министры иностранных дел призвали провести 'международное расследование' этого конфликта. Логика такого решения требует, чтобы те, кто надеется выступить в роли посредников, беспристрастно проанализировали случившееся на Кавказе. С этим согласились даже министры иностранных дел Великобритании, Швеции, стран Балтии и других восточноевропейских государств. До встречи в Авиньоне они выступали за занятие жесткой позиции по отношению к Москве и за проявление большей солидарности с Тбилиси - независимо от существующих фактов.
27 министров иностранных дел намерены принять официальное решение по данному вопросу в начале этой недели и назначить расследование. Но остается полностью без ответа вопрос о том, кто возглавит такую деликатную миссию: Организация Объединенных Наций, ОБСЕ, неправительственные организации, ученые - или все они вместе? Ясно только одно: сам Евросоюз не намерен заниматься данным вопросом. Европейцы опасаются, что это лишь усилит раскол между противниками компромиссов и теми, кто выступает за осторожное примирение с Москвой.
Вспыльчивый тбилисский правитель Саакашвили с растущей обеспокоенностью следит за изменением во взглядах на Западе. Он повторяет собственную версию нападения русских на Грузию, ежедневно выступая по телевидению. Иностранная пиар-компания постоянно засыпает западные СМИ тщательно подобранными материалами, а Тбилиси уже передал это дело на рассмотрение Международного гаагского трибунала по военным преступлениям, обвинив русских в 'этнических чистках'.
Но Саакашвили уже не так уверен в поддержке союзников. Накануне визита в Тбилиси на этой неделе генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера (Jaap de Hoop Scheffer) он призвал западный альянс продемонстрировать решительность, отметив, что проявление слабости перед Москвой приведет к 'нескончаемой российской агрессии'.
-
Senior Member
Превратился ли Саакашвили в политический труп?
Грузинский президент испытывает растущее давление и внутри собственной страны, поскольку единый фронт, возникший во время российского вторжения, начинает рушиться. Те, кто давно уже критикуют Саакашвили и его ближайших помощников, называя их 'авторитарным режимом', вновь начинают повышать голос. В декабре 2007 года бывший министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, отправленный в 2006 году в отставку, заявил корреспонденту SPIEGEL, что для Саакашвили и его окружения 'власть это все'. За несколько недель до этого Саакашвили использовал против масштабных демонстраций оппозиции в Тбилиси свои полицейские спецподразделения, а затем ввел чрезвычайное положение. В то время Хаиндрава высказал опасение, что скоро Саакашвили может попытаться укрепить свой поблекший имидж 'маленькой победоносной войной' - против Южной Осетии.
В мае 2006 года экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили уже предупреждала о возможных действиях своего бывшего босса. То 'мощное наращивание вооружений', которым занимается президент, 'бессмысленно', заявила Зурабишвили. Она отметила, что создается впечатление, будто он собирается разрешить конфликты в Абхазии и Южной Осетии военным путем.
На прошлой неделе руководители двух крупнейших политических партий Грузии выступили за отставку Саакашвили и призвали создать правительство, которое 'не будет пророссийским или проамериканским, а будет прогрузинским'. В Москве бывший заместитель министра внутренних дел Грузии Темур Хачишвили (бывший министр внутренних дел Грузии - прим. перев.), проведший несколько лет в тюрьме за покушение на убийство предшественника Саакашвили Эдуарда Шеварднадзе, собирает голоса в поддержку смены власти у себя на родине среди живущей в России миллионной грузинской диаспоры.
Неужели Саакашвили, всего пять недель тому назад пользовавшийся симпатиями и сочувствием Запада как жертва российской агрессии, уже превратился в политический труп? На прошлой неделе он получил поддержку из совершенно неожиданного источника - газеты 'Красная звезда', которая издается российским министерством обороны. Газета опубликовала высказывания одного из офицеров 58-й армии, которые Москва затем опровергла. Это парадокс, но данный офицер разжег сомнения в правильности выводов и заключений западных разведслужб и НАТО, которые заявляли, что российские армейские части пришли в Цхинвали лишь 9 августа.
В статье 'Красной звезды' рассказывалось о том, что командир роты 135-го мотострелкового полка капитан Денис Сидристый вместе со своим подразделением находился в Рокском тоннеле на пути к Цхинвали в ночь перед 8 августа. Неужели Москва начала вторжение все-таки раньше того срока, о котором говорят русские?
На прошлой неделе московские следователи также впервые признали, что количество мирных жителей, погибших при нападении грузин на Цхинвали, составляет не 2000 человек, как неоднократно заявляли российские официальные лица, а 134.
Отвечая на вопрос журнала SPIEGEL о статье в 'Красной звезде', представитель российского министерства обороны сказал, что это результат технической ошибки. Более того, заявил этот представитель, офицер, о котором идет речь, был ранен и поэтому 'не очень отчетливо помнит обстановку'.
В прошлую пятницу капитан Сидристый, успевший получить от министерства обороны орден Мужества, имел еще одну возможность изложить свою версию на страницах 'Красной звезды'. Согласно исправленной версии выступления Сидристого, его рота выдвинулась к Цхинвали немного позднее, чем он говорил в первый раз.
Похоже, что в этой короткой кавказской войне пока трудно отделить правду от вымысла.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума